Публичный библейский курс
Лектор:
монсиньор Бернардо Антонини |
---|
Тема:
«Введение в книги Нового Завета»
Схема
четвертого занятия
Содержание занятия: Откровение святого Иоанна Богослова (Апокалипсис).
1. Введение
Заключительная книга Библии – книга Откровения Иоанна Богослова – широко известна под своим греческим названием Апокалипсис, т.е. «откровение», прояснение итогового замысла Бога в отношении истории спасения.
Апокалипсис – это книга христианской надежды, в основе которой – вера в Воскресшего Христа; это «эсхатон» (последнее и исчерпывающее слово) в истории спасения.
Апокалипсис – это книга, свидетельствующая об осуществлении Библии, о том, что история спасения завершилась с Воскресением принесенного в жертву Агнца – Христа.
Апокалипсис – это продолжение, кульминация и увековечение Псалтири: в 150 псалмах заключен мощный и многократный призыв вознести хвалу Богу (это псалом «Аллилуйя», что значит «Хвалите Бога»). Апокалипсис – это книга, неоднократно призывающая нас восхвалять Господа, содержащая множество «аллилуиариев» (см. многие песни Апокалипсиса).
Апокалипсис – это книга христианского утешения; это Евангелие о Втором пришествии Христа.
Апокалипсис – это наиболее оптимистическая из книг Библии, отмеченная в то же время большим жизнеподобием (страдания, зло и грехопадение, триумф и окончательная победа).
2. Литературный
жанр книги
Апокалипсис принадлежит к апокалиптическому литературному жанру, т. е. определенной форме выражения библейских истин, характерной для определенного периода времени и для определенных авторов. Этот жанр характеризуется следующими особенностями:
• он
развивается в эпоху гонений, в трудный для
религиозных общин час (например, в Израиле
времен Антиоха IV Епифана
– около 150 г. до н.э. или же для христианских
общин времен императора Домициана – 96 г. н.э.);
• он заключает в себе идею утешения, придает надежду в самый разгар преследований;
• язык апокалиптических сочинений труден для понимания и доступен лишь посвященным, т.е. принадлежащим к движению или апокалиптическим группам; эти сочинения изобилуют символикой;
• псевдонимия: имя автора замаскировано или вымышленным именем, или именем какого-нибудь знаменитого персонажа из древней истории (например, пророчества против Антиоха вложены в уста Даниила, знаменитого пророка времен Вавилонского изгнания, примерно 550 год до н.э., а не 150 год, как следовало бы; это объясняется тем, что Даниил пользовался колоссальным авторитетом и доверием). По мнению ряда исследователей, Апокалипсис принадлежит к эпистолярному жанру и представляет собой пространное письмо. По мнению других – их большинство – Апокалипсис представляет собой своего рода адресованное церквам послание, и его надлежит читать, слушать и истолковывать совместно, во время богослужения. Эта авторская установка находит свое подтверждение в многочисленных литургических отсылках, которыми изобилует Апокалипсис. И именно во время богослужения Апокалипсис в полной мере раскрывает свое пророческое предназначение.
3. Интерпретация
Апокалипсиса
Существует по крайней мере четыре интерпретации Апокалипсиса:
• историческая интерпретация: согласно некоторым исследователям, автор Апокалипсиса в иносказательной форме повествует о политических событиях своего времени;
• пророчески-историческая интерпретация: в соответствии с другой точкой зрения, автор не выходит за рамки раннехристианской Церкви, т.е. первых трех веков христианства; другие комментаторы полагают, что апокалиптические пророчества распространяются на всю историю Церкви, от ее истоков до парусии;
• система эсхатологической интерпретации: единственная задача автора – провозгласить наступление конца света. Вся история христианства толкуется как подготовка этого конца, т.е. как итоговое паломничество всех христиан на земле;
• система теолого-исторической интерпретации: агиограф стремится рассмотреть всю историю человечества (а не только историю Церкви) сквозь призму спасения.
К кому был обращен Апокалипсис? Непосредственно – к семи церквам Малой Азии, а через них – ко всем существовавшим в те времена церквам; в соответствии с более широким истолкованием – ко всей Церкви всех времен.
Задачи Апокалипсиса. Автор имеет в виду укрепить христиан – как своих современников, так и потомков – в их вере и упрочить их надежду перед лицом опасностей, угрожающих их жизни во Христе.
Апокалипсис выглядит как целостное произведение с прологом и эпилогом.
Гл. 1. Адресат Апокалипсиса – литургический диалог – первое из апокалиптических видений (пророческая миссия автора).
Часть 1 (главы 2-3). Пастырский раздел, относящийся к церковной практике времен написания Апокалипсиса послания семи церквам.
Часть 2 (4,1 – 22,5). Пророческий раздел, относящийся к будущему: главы 4-5 – видение престола. Агнца и запечатанной книги, содержащей историю спасения человечества и соответствующие предписания Бога; главы 6-7 – последовательное снятие семи печатей (подготовка к Страшному суду на небесах); главы 8-11: семь труб – так по восходящей осуществляется Божий суд; целый ряд моментов позаимствован из книги Исхода (страдания Египетские); главы 4-11 содержат эсхатологические события в общей перспективе судеб Израиля и других народов; главы 12-22,5: здесь эсхатологические события рассматриваются в более конкретной перспективе – судьба Церкви; главы 11-16: три знамения (жена, дракон, Ангелы с семью чашами – здесь в третий раз использована символика числа «семь»); главы 17-22: подготовка вечери Божией и заключительное явление Христа; падение Вавилона (Рима); главы 17-18: победа над зверями (глава 19); победа над драконом (сатаной); глава 20: Страшный суд и конец света; новый Иерусалим (главы 21-22). Эпилог.
5. Теология Апокалипсиса
Апокалипсис чрезвычайно насыщен теологическим содержанием, поэтому назовем лишь темы: здесь заключена вся теологическая проблематика – Бог, Христос, Святой Дух, Церковь, Ангелы, эсхатология, теология истории, соотношение Исхода и Апокалипсиса, Апокалиптическое богослужение и использование Апокалипсиса в наших богослужениях. Апокалипсис чрезвычайно насыщен жизнестроительной тематикой, относящейся и к отдельному христианину, и к Церкви: это книга надежды на Церковь.
Апокалипсис – это книга озарения, животворный источник, ожидание успокоения, уверенность в победе. Церковь – это Новый Иерусалим, город на горе, невеста, убранная для Мужа своего. Агнца; Иерусалим – живой храм, залитый солнцем собор Агнца, стоящий на историческом пути к полноте спасения.
6. Символика
Апокалипсиса
Для глубокого понимания Апокалипсиса необходимо освоить его символику; простое буквальное прочтение не позволяет уловить истинный смысл книги или, во всяком случае, существенно искажает его. Помочь интерпретировать Апокалипсис может хороший комментарий.
Насыщенность символикой – одна из характерных особенностей апокалиптической литературы. Святой Иоанн оставил нам потрясающие образцы символического языка. В его символике нет ничего от искусственности и напыщенности, равно как и от бесстрастности иных апокалиптических сочинений; его Апокалипсис завораживает дух и чрезвычайно насыщен мыслями.
Чтобы понять содержание Апокалипсиса во всем его богатстве, красоте и оптимизме, необходимо разобраться в зашифрованном языке этой книги при помощи смыслового кода.
6.1. Словарь символов
1. БЕЛЫЕ ВОЛОСЫ: символ вечности (не старости!).
2. БЕЛЫЙ КАМЕНЬ: (2,17) символизирует либо специальный жетон, предъявляемый при входе в царские палаты для участия в собрании (здесь – на небеса), либо талисман, либо же оправдательный приговор суда.
3. БИЧ: напоминание о страстях Египетских.
4. БЛАГОУХАНИЕ: молитвы, творимые святыми.
5. БЛУД, БЛУДОДЕИСТВО: символизирует идолопоклонство, прежде всего свойственное израильскому народу, но также и другим народам.
6. ВАВИЛОН: символизирует главного и постоянного противника Бога и народа Его. Вавилон ожидает кара и разрушение (Рим); это конкретное воплощение сил зла.
8. ВОЗДУХ: средоточие силы; размещается на полпути между человеком и Богом.
9. ВСАДНИКИ:
четыре всадника (Откр 6)
символизируют великие бедствия, которыми
пророки угрожают неверным израильтянам (Откр
6-9):
Белый конь или всадник-победитель – Христос или распространение Благой вести; рыжий конь – внутренние, гражданские войны; вороной конь – неурожай; бледный конь – болезни.
10. ГОГ И МАГОГ: как и в традиции раввинов, эти персонажи символизируют народы, объединившиеся между собой в борьбе с Царством Божиим, противостоящие Церкви в конце времен.
11. ДИАДЕМА: символ царской власти.
12. ДЛИННЫЕ ОДЕЖДЫ: нередко символ священнического достоинства (подир).
13. ДРАКОН: (Откр 12,3; Дан 7,7): воплощение главного врага Божия – сатаны.
14. ДРЕВО ЖИЗНИ: символ наиболее драгоценных из даров Господа.
15. ДУХИ: семь духов Господних. В 1,4: Дух Господень семеричный (Ис 11,2), т.е. ангелы и архангелы; в 4,5 – предстоящие ангелы (3,1; 8,2; Тов 12,15), посланники Божии.
16. ЖЕНА: это ветхозаветный Израиль (Откр 12,1) плюс «истинный Израиль» Нового Завета, вбирающий в себя и Иудеев, и язычников; скрытый намек на Пресвятую Деву Марию.
17. ЖИВОТНЫЕ: четыре животных (живых существа) – четыре ангела, царствующие над физическим миром; цифра 4 имеет космический смысл.
18. ЗВЕЗДНЫЙ: 12 звезд – это 12 родов, колен Израиля; основатели каждого рода уподоблены звездам; это и Двенадцать апостолов, основа Церкви.
19. ЗВЕРЬ, что выходит из бездны (11,7; гл. 13): в историческом плане символизирует Римскую империю; в истории спасения символизирует антихриста (у Даниила звери символизируют империи; Дан 7,3: четыре зверя выходят из моря; апокриф 4 Езд 10,1: двенадцатикрылый орел, символ Римской империи, выходит из моря).
20. ЗЕМЛЯ: местопребывание человека, его уровень.
21. ЗОЛОТОЙ ПОЯС: символизирует могущество и царское достоинство.
22. ИЕРУСАЛИМ: символизирует Церковь
23. КОСМИЧЕСКИЕ
КАТАКЛИЗМЫ (затмение солнца, кровавая луна,
падающие звезды, землетрясения): обозначают
непосредственное вмешательство Бога,
Вседержителя природы, в
человеческую историю или тяжесть
божественной кары (гром,
молнии, голоса, землетрясения
– 8,5).
24. МАННА: означает небесный или ангельский хлеб, это пища последних времен.
25. МОРЕ (или нижние воды): обиталище драконов, символ зла (в новом Иерусалиме не будет моря, там будет лишь поток живой воды).
26. НЕБЕСА: местопребывание Бога, уровень трансцендентности.
27. НИВА: эсхатологический дар.
28. ОЗЕРО ОГНЕННОЕ И СЕРНОЕ: символизирует ад.
29.
ОЧИ: символизируют познание (4); у Агнца их
семь (5,6).
30. ПАЛЬМА: символ победы.
31. ПЕЧАТЬ: Божественный промысел, судьба мира хранится под строжайшим секретом.
32. РОГ: символ могущества; у Агнца их семь.
33. СМЕРТЬ: вторая смерть означает смерть вечную, проклятие (в противоположность телесной, физической смерти).
34. СТАРЦЫ: 24 старца выполняют священническую и царскую функцию: они славят Бога (4,10; 5,8; 11,16-17; 19,4); быть может, они символизируют идеальную Церковь Ветхого и Нового Заветов (Двенадцать патриархов – основателей родов Израиля плюс Двенадцать апостолов); возможно, их число соответствует 24 священническим чинам – 1 Пар 24,1-19 (они объясняют священникам их функции).
35. ТРУБА: музыкальный
инструмент, чьи звуки предвещают
наступление эсхатологических событий (Иоил
2,1: Мф 24,31).
36. ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ: указание на полноту, совершенство, характерное для Господа, в противоположность ограниченности человеческого века; относится к доэсхатологическому этапу истории спасения. Тысячелетний период выражает то трансцендентное начато, которое излилось в историю спасения благодаря соприкосновению с Богом и Христом. «Тысячелетнее Царство» обозначает земную фазу Царства Божия от падения Рима до явления Христа (Откр 20,11 сл.)
37. ЦВЕТА: белый цвет – символ божественности, радости, чистоты, победы. Царствия Небесного; черный – символ смерти; пурпурно-красный – символ смертоубийства, мученичества, мученической крови; алый (ярко-розовый) – символ роскоши и великолепия.
38. ЧИСЛА: число 4 – примета сотворенного мира (четыре части света, четыре направления, четыре ветра); число 7 символизирует законченность, полноту, совершенство, указывает на священные явления, божественное совершенство; число 6 (семь минус один) – несовершенство; число 3 указывает на полноту. Три с половиной и дроби с тройкой в знаменателе (один на три) означают несовершенство, страдание, время испытаний и страданий. Та же идея может быть выражена и по-другому: сезон, два с половиной сезона; три с половиной года, или 42 месяца, или 1260 дней. Число 10 обозначает некоторое количество; число 12 характеризует богоизбранный народ; 1 000 обозначает множество, огромное количество; 144 000 – 122 * 1 000 – обозначает множество избранных; 666 или 616 (Откр 13,18) обозначает Нерона.
7. Заключение