Публичный библейский курс

Лектор:

монсиньор Бернардо Антонини

 

 

 

Тема: «Введение в книги Ветхого Завета»

Схема четвёртого занятия  

Содержание занятия: Историко-литературное введение в книги премудрости Ветхого Завета. Происхождение и черты жанра. Теологический и герменевтический аспекты. Введение в отдельные книги.

1. Историко-литературное введение

Книг, относящихся к письменности мудрых Израиля, семь: книга Иова; Псалтирь; книга Притчей; Екклесиаст; Песнь Песней; книга Премудрости Соломона; книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Письменность мудрецов Израиля рождалась в открытой интернациональной среде древнего Ближнего Востока. Книги премудрости древнего Востока характеризуются не только религиозной направленностью; скорее, это попытки истолковать, исходя из опыта, свою судьбу как искусство жить достойно, с акцентом на хорошем воспитании. В каждой стране благоухало своё плодоносное древо премудрости, но сады, в которых она возрастала, находились в Египте и Месопотамии.

1.1. Премудрость Египта. Среди всех известных памятников древнеегипетской литературы общепризнанным «бестселлером» и одновременно свидетельством самой глубокой древности являются книги мудрецов. Немногие народы могут гордиться таким глубоким почтением к письменности мудрых, какое мы встречаем в Древнем Египте, давшем человечеству значительное число книг премудрости. Чаще всего поучения принимают форму советов отца сыну и основаны на личном опыте или на традиции. Идеал египетского мудреца – «молчальник», человек, обретший власть над своими чувствами. Мудрец – это удачливый человек, счастливец. Основа мировоззрения древнего египтянина – ma'at, «премудрость». Это – божественный миропорядок, установленный Богом в творении: тот, кто соответствует ему, имеет во всём успех и счастье; преступающий его обречён на падение. Цель поучений мудрецов – установить соответствие между поведением человека и этим божественным промыслом. Для египетских мудрецов совершенно ясна идея Бога, всемогущего Создателя, в руке которого находится человеческая жизнь, пути человека и суд над ним.

1.2. Премудрость в Вавилоне. Если египетскую культуру можно назвать в целом оптимистической, культура Вавилона имеет скорее пессимистическую тенденцию. Поразительная общность прослеживается между библейским рассказом об Иове и сочинением, называемым «Вавилонской Теодицеей», написанным около 1000 года до н. э. В этой поэме ясно проявляется метафизический пессимизм месопотамской культуры: боги сотворили зло как неотъемлемую часть человеческой природы; парадоксальным образом существуют также обещания другого порядка – об успехе праведника и поражении нечестивого. Другой текст – «Пессимистический диалог» – дошёл до нас в версии начала 1-го тысячелетия до н. э; по глубине скептицизма автора, эту книгу можно сравнить с библейской книгой Екклесиаста.

1.3. Премудрость в Израиле. На небосклоне культуры стран Востока в 1-ом тысячелетии до н. э. сияют и звёзды писаний мудрых Израиля. Они в границах единой культуры Востока осознавали, видоизменяли, отрицали или перерабатывали мысли соседних народов. Наиболее ранние из написанных в Израиле книг премудрости имели немало общего с аналогичными книгами соседних народов. Наиболее древние части Притч содержат попросту наставления в человеческой мудрости. Книги мудрых в Библии отличаются постоянным соприсутствием ягвистского монотеизма и элементов культуры Древнего Востока; подобно собратьям из соседних стран, мудрецы Израиля уделяли первостепенное внимание индивидуальной человеческой судьбе, но освещали её ягвистской верой. Истинная мудрость есть, в действительности, страх Божий, и страх Божий – это благочестие. Мысль мудрых Израиля, подобно широкому потоку, пересекает и оплодотворяет всю историю избранного народа, от времени царствия Соломона (X век до н.э.) до последних десятилетий перед Рождеством Христовым.

2. Происхождение и черты литературного жанра

2.1. Истоки премудрости. Мы почти ничего не знаем о существовании школ в до-вавилонском Израиле. Вполне вероятно, впрочем, что в Иерусалиме могла действовать, начиная с правления Соломона, школа для обучения чиновников и дипломатов государства. Библейские упоминания о мудрости Соломона (3 Цар 4,29-34) и расцвете литературы во времена правления Езекии (Притч 25,1), сходство с поучениями мудрых Египта, ряд изречений, касающихся царя и политического управления государством (например. Притч 16,10-15; 25,2-5), дают основания предполагать существование подобной школы при Иерусалимском дворе, где обучали премудрости. Но ясно, что мудрые авторы Иова, Екклесиаста, книг Премудрости сына Сирахова и Соломона не имели ничего общего с царским двором, прекратившим существование со времён пленения. Корни премудрости всё же следует искать в повседневной жизни семьи или клана. Семья становится для человека первым данным ему жизненным окружением, первичным и незаменимым институтом воспитания и формирования характера. Семья представляет собой также среду, в которой закладываются основы «премудрости» в отношениях между сыном и наставляющим его отцом. Множество изречений мудрых имеют форму отеческих увещеваний и начинаются с обращения «Сын мой». Некоторые писания мудрых могут быть определены как «школьные книги», своего рода пособия для учащихся (например. Притч 1-7). Бен Сира, автор книги сына Сирахова, заключает свой труд приглашением войти в его школу: «Приблизьтесь ко мне, ненаученные, и водворитесь в доме учения» (Сир 51,31), а Екклесиаст предстаёт перед читателем в качестве того, кто «учил народ знанию» (Екк 12,9). Образ мыслей, который можно определить как направленный к премудрости, не является исключительной принадлежностью круга мудрецов-интеллектуалов, но представляет собой скорее способ познания действительности, пронизывающий все слои израильского общества и проявляющийся в трудах, не принадлежащих непосредственно к письменности мудрых (например, в истории Иосифа – Быт 37-50, в так называемой «Истории воцарения Давида» – 2 Цар 1- 3 Цар 1-2).

2.2. Черты жанра. Вероятно, самые глубокие корни письменности мудрых Израиля уходят в жизненный опыт семьи (клана), где отец предостерегает сына от ряда действий и советует воздержаться от выбора определённых типов поведения. Отсюда рождаются некоторые пословицы, содержащие абсолютные запреты, сформулированные в виде приказаний: «Не злоумышляй, нечестивый, против жилища праведника, не опустошай места покоя его [...] Не радуйся, когда упадёт враг твой, и да не веселится сердце твоё, когда он споткнётся [...] Не негодуй на злодеев и не завидуй нечестивым» (Притч 24,15-19). Простейшей и древнейшей формой премудрости является mashal – поговорка (или афоризм), сентенция, затем развиваемые в параболу, притчу, аллегорию, изречение или рассуждение. Из-за своей краткости и запоминаемости сентенции стали очень распространённой формой устного обучения. Родители передавали их детям (Притч 1,8; 4,1; Сир 3,1). Многие пословицы сходны с советами отца сыну, стоящему перед выбором жизненного пути. Используются также мудрецами и народные пословицы (например, Притч 10,11: «Уста праведника – источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие»). Различие литературных жанров отражает сложность и многообразие повседневной жизни человека. Образ мыслей мудрых можно определить как созерцательное отношение к жизни.

2.3. Содержание. Главная черта образа мыслей человека, обратившегося к Премудрости, состоит в непрестанном стремлении никогда не терять жизненной связи с окружающим миром и обстоятельствами внешней жизни. Мудрец вовсе не помышляет своей жизни вне связи с природой, фауной, вещами, другими людьми и, наконец, с Творцом Вселенной. С восхищением и изумлением смотрит мудрый на сложное переплетение обстоятельств и связей, составляющее его собственную жизнь. Мудрец подобен школьнику, вступившему в беседу с учителем-миром. Окружающий мир полон полезными поучениями и выводами, и мудрый готов собрать их. Итак, премудрость состоит в умении вести непрестанную внимательную беседу с миром. Мудрый не устаёт замечать скрытые в явлениях окружающего мира свидетельства о Боге-Творце. Всё творение неизменно живёт чудом Богоявления, ибо Бог не прекращает творить мир по сей день. Мудрого никогда не оставляет боль и тоска при виде мира, превращенного в хаос моральным, физическим, религиозным разложением; мудрый знает, что Господь «всё соделал прекрасным в своё время» (Еккл 3,1 1 ). Одновременно для него ясна ужасная мысль, что «кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать» (Еккл 1,15). Для мудрого вопрос состоит не в согласовании веры и разума (как в наши дни), а больше в устранении противоречия между миропорядком, установленным Творцом, и хаосом, царящим в нашем мире. Даже в нынешнем хаосе мудрый в силах найти путь, ведущий к открытию чудесного присутствия Бога в мире. Господь, каким Его видят мудрые, не покинул мира на произвол разрушительных сил хаоса, но послал в мир Премудрость как неизменную и постоянную основу устроения и, следовательно, спасения. Так и всё творение предстаёт перед мудрым как путь, которым идёт спасительный Промысел Божий.

3. Теологический аспект

3.1. Опыт Премудрости. Внимание мудрого сосредоточено не столько на больших отрезках истории человечества, давших примеры явлений Израилю спасительного Промысла Божия, но скорее на ограниченном отрезке времени событий повседневной жизни. Отношения с окружающим миром и людьми ежедневно дают ему уроки, служат материалом для основополагающих выводов о самой природе жизни, открывают присутствие Творца. Ничто не чуждо для мудреца: каждая вещь раскрывает свой смысл благодаря его способности постигать глубинную сущность творений и событий. Мудрый принимает близко к сердцу всё живущее, всё, что человек может встретить и испытать на своём пути не только с помощью физических чувств, но и в диалоге с миром, исполненном веры и желания проникнуть в суть вещей. Мудрый очарован самим течением жизни, пронизывающей все вещи и никогда не поддающейся отчуждению и определению, подобно идее. Жизнь для него таинственна. Премудрость – одновременно и искусство, и средство борьбы за преуспеяние в жизни. Цель, таким образом, очень практична: удача, успех в земной жизни (личной или общественной). Нелегка задача мудрого в поиске путей для того, чтобы преуспеть: для этого надо познать законы, общие для природы, хода истории и человеческого поведения.

3.2. Жизнь и спасение. Всё многообразие предмета размышлений мудрого может быть выражено одним словом – «жизнь». Премудрость говорит: «кто нашёл меня, тот нашёл жизнь» (Притч 8,35). Идеал мудреца – настоящая, полноценная жизнь здесь и теперь: счастливая семья, многочисленное потомство, богатство и социальный престиж, долголетие без вражды и страданий. Это не материальный, а скорее гуманистический идеал, ибо мудрый может получить всё это только от Бога, вне всякой зависимости от его собственных усилий: «Доброе и худое, жизнь и смерть, бедность и богатство – от Господа» (Сир 11,14). Иными словами, мудрый не отделяет друг от друга различные аспекты жизни, ибо полноценная жизнь, в его представлении, включает все эти элементы. Премудрость названа «древом жизни» (Притч 3,18); «учение мудрого – источник жизни» (Притч 13,15). Жизнь – вот главная страсть и желание мудрого. На другом конце шкалы ценностей – смерть, понимаемая как отсутствие связи с вещами, людьми, Богом, как НЕ-жизнь.

3.3. Воздаяние. В центре внимания мудрецов – индивидуальная человеческая судьба, поэтому на первый план выдвигается проблема личного воздаяния. В самых древних частях Притч мудрость, эквивалентная справедливости, безошибочно приводит к счастью. Во многих местах книг Премудрости встречается мысль, что праведники и добродетельные люди всегда удачливы и счастливы, грешники же и неразумные терпят поражение. Подобная мысль характерна не только для книг Премудрости, но и для многих других книг Ветхого Завета (например, она составляет часть богословской программы Второзакония – Втор 30,15-20). Основное в этом положении – глубокая догадка о сути основополагающего закона мира: зло разрушает, добро созидает. Мудрый, направляющий все свои силы на познание и овладение законами повседневной действительности, уверенно предполагает, что благословение Божье – в опыте доброй и счастливой жизни. Иисус, сын Сирахов, остаётся верен той же доктрине: он прославляет счастье, которое нисходит на мудрого; но ему не даёт покоя мысль о смерти, и он знает, что всё целиком зависит от последнего часа человека, говоря: «Легко для Господа – в день смерти воздать человеку по делам его» (Сир 11,26). Несколько дальше, в книге пророка Даниила (12,2), открыто выражена вера в воскресение мёртвых и, следовательно, в посмертное воздаяние. Наконец, в книге Премудрости Соломона говорится о том, что «Бог создал человека для нетления» (2,23) и что после смерти душу праведника ожидает несказанное счастье в руке Божьей, нечестивые же понесут наказание (Прем 3,1-12); в этой книге наиболее острая из обсуждавшихся мудрецами проблем получила исчерпывающее разрешение.

3.4. Персонификация премудрости. В ряде книг мудрых премудрость предстаёт как жена, госпожа Премудрость, противопоставляемая госпоже Глупости (ср. Притч 9). Она существует от начала мира, при сотворении которого она присутствовала (Притч 8,30; Прем 7,22); она поселилась в Израиле (Сир 24,8-12), о чём свидетельствует Тора (Сир 24.25) и история спасения народа Божьего (Прем 10,1-21). Всё её внимание и забота обращены на людей, которым союз с нею обещает процветание, счастье, удачу, долголетие (Притч 9,1-6). Премудрость – величайший дар Божий (Притч 2,6; Прем 7,7; 9,4), ибо в ней ключ к земному успеху. Следовательно, пути Премудрости неотделимы от человеческой истории; от неё зависит спасение человека. Иначе говоря, воплощённая Премудрость – это «часть Божества, обращенная к людям», другая ипостась Божественного Откровения.

3.5. Премудрость как часть Откровения в Библии. Библия – книга, свидетельствующая о Божественном Откровении, адресованном людям, которым Бог желает дать спасение. Божественное Откровение предстаёт перед нами в делах и словах, прежде всею – в великих исторических актах (одним из основополагающих его проявлений можно назвать Исход) и в обетованиях пророков. Но Израилю дано познавать и чувствовать присутствие своего Бога в повседневном опыте и в творении (и в твари можно почувствовать Господа, что удалось мудрым Израиля, и чувство это – ко спасению). Доктрина о творении и вере в Творца – важнейший вклад писаний мудрых в Библию. И сегодня для нас, христиан, книги мудрых не утратили своего значения. Всё творение имеет начало и конец в Иисусе Христе, ибо «всё Им и для Него создано. И Он есть прежде всего, и всё Им стоит» (Кол 1,16-17).

4. Герменевтический аспект

Лучшее определение содержания книг мудрых – «катехизис для взрослых и юношества». Книга Иова может послужить прекрасным примером катехизического рассуждения о проблеме отношения Бога к человеческому страданию; Екклесиаст – это, в свою очередь, размышление, в ходе которого проясняется структура хитросплетения проблем человеческой жизни. Книги мудрых – немаловажное для христианина напоминание о значении внимательного отношения к повседневному жизненному опыту и созерцанию творения. Оба этих фактора могут послужить поводом для серьёзного и глубокого размышления о тайне человека и его месте в творении. Центр в круге идей мудрых – человек. Письменность мудрых можно определить как катехизис по человеку во всех его измерениях, как антропологическое сочинение. Лишь долгое время размышляя о человеке и его внутреннем мире, доверившись руководству мудрых Израиля, можно подготовить себя к более полному пониманию евангельской вести. В этом смысле чтение Ветхого Завета и размышление над ним открывают и приготовляют сердце к встрече со Христом, Который есть истинная и непреложная Премудрость. С этой точки зрения, книги мудрых поддерживают связь с земной жизнью, с этим миром, предохраняя от возможных уклонений и блужданий, порождающих фанатизм или ложную экзальтацию. Мудрый – всегда конкретный, реальный человек, вполне обычный и нормальный; он исходит в своих размышлениях из анализа фактов, природных событий, поведения животных, законов человеческой психологии и т.д.

5. Введение в отдельные книги

5.1. ИОВ. Некий аравийский князь-мудрец, протагонист драмы, мучительной для человека всех времён: почему страдает невиновный человек? Эта книга, состоящая из 42 глав, представляет собой литературный шедевр сапиенциального жанра. Она открывается прозаическим повествованием (гл. 1-2), затем следует поэтический текст: три цикла бесед (гл. 3-14, 15-21 и 22-27) трёх друзей Иова – Елифаза, Вилдада и Софара – которые защищают традиционные тезисы о прижизненном воздаянии; иначе говоря, если Иов страдает – значит, он согрешил. Глава 28 – прославление Премудрости. Главы 29-31 – завершение диалога. Главы 32-37 – вмешательство нового персонажа, Елиуя, который полагает, что неправы как Иов, так и его друзья, и при помощи многословной риторики пытается оправдать действия Бога. Пришедшего прерывает Яхве, являющийся в соответствии со сценарием античных теофаний («явлений Бога»), и отвечает Иову: человек не вправе задавать вопросы Богу, бесконечно премудрому и всемогущему (Иов 38,1 — 42,6). Заключает это великолепное сочинение прозаический эпилог: Яхве гневается на трёх собеседников Иова и возвращает последнему сыновей, дочерей и удвоенное богатство (Иов 42,7-10). В целом, ответ ещё не окончателен: в природе существует немало тайн, к которым принадлежит и страдание; человеку же надлежит довериться действию Бога. Книга написана, видимо, в 400 году до н. э. Исчерпывающий же ответ будет дан только в Новом Завете в Пасхальной тайне Христа, Его смерти и Воскресении (см. Кол 1.24: «восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых...»).

5.2. ПРИТЧИ. Книга фокусируется вокруг двух собраний притч: первое включает 375 (главы 10-22), вторая – 128 (главы 25-29). К ним добавлены изречения Агура и Лемуила. Книга открывается пространным введением, где отец наставляет в мудрости своего сына. Что касается ядра книги (главы 10-29), с определённой достоверностью его можно датировать кануном изгнания (586 год до н.э.); пролог, безусловно, более позднего происхождения (главы 1-9). В Новом Завете эта книга цитируется 14 раз, есть также около 20 аллюзий на неё. Всего в книге Притч 31 глава.

5.3. ЕККЛЕСИАСТ. Состоит из 12 глав. При ответе на вопрос о смысле человеческой жизни агиограф настаивает на иллюзорности земного счастья (рефрен «суета сует, всё суета»); эта единственная тема раскрывается во множестве вариаций. Заключительный совет – умеренно пользуйся земными вещами, уважая волю Божью, а, прежде всего, в твоей жизни бойся Господа.

5.4. ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ. Название означает превосходную степень: это – «наивысшая» песнь. Лирическая поэма (или собрание поэм), воспевающая любовь двух юных людей. Имеет много интерпретаций: а) праздник человеческой любви; б) праздник любви Бога к Его народу (Союз-Завет; пророк Осия воспевает любовь, представляя Бога как Жениха, а еврейский народ – как Невесту, при этом Бог верен всегда, а невеста неверна; в) праздник любви Христа-Жениха к Своей Не весте-Церкви; г) праздник любви Бога к Пресвятой Деве Марии; д) праздник любви Бога к каждому человеку. Книга содержит 8 глав и приписывается Соломону.

5.5. ПРЕМУДРОСТЬ СОЛОМОНА. Состоит из 19 глав, написана около 50 года до н. э. благочестивым грекоязычным иудеем. Эта последняя по времени фиксирования книга Ветхого Завета провозглашает превосходство еврейской мудрости над философией и жизнью язычников. Проблема воздаяния, занимавшая умы мудрецов, находит в этой книге решение: здесь ясно выражена вера в загробное существование. Автор не затрагивает тему телесного воскресения, о которой говорится в книге Даниила.

5.6 ПРЕМУДРОСТЬ ИИСУСА СЫНА СИРАХОВА. Называется также «Церковной книгой», так как часто использовалась в собраниях христиан, особенно для наставления катехуменов. Содержит 51 главу. Принадлежит перу иерусалимского писателя Иисуса Бен (т.е. сына) Сира (в греческой форме – Сирах). Это собрание наставлений, без органического порядка (главы 1-43); потом размышления о великих фигурах Ветхого Завета, от Еноха до Неемии, и восхваление Бога за чудеса, произведённые Им в истории спасения (главы 44-51). Истинная мудрость – в соблюдении Закона. В Новом Завете наиболее часто ссылаются на эту книгу Евангелие от Матфея и Послание Иакова.

5.7. ПСАЛМЫсобрание 150 песен разного объёма и содержания в поэтической форме, которые составлялись в течение длительного времени (около тысячи лет), начиная от эпохи Судей и Царств и до вавилонского пленения (586-538 годы до н. э.), включая сюда и последующий период вплоть до маккавейской эпохи (около 150 года до н. э.). Время, место и обстоятельства написания псалмов различны, как и их авторы (73 приписывается Давиду, 12 – Асафу и т.д.). Весь Псалтырь состоит из нескольких, ранее бывших отдельными, сборников, которые затем были объединены. Псалмы – это модели молитвы в самых различных моментах и обстоятельствах индивидуальной и общественной жизни. Псалмы это молитва Израиля, Христа, Церкви, христиан.

6. Заключение

   Величайшему из мудрецов Израиля – царю Соломону – приписываются два собрания притч (Притч 10-22; 25-29), Екклесиаст, Песнь Песней и Премудрость Соломона.

Все эти писания подготавливают откровение Воплотившейся Премудрости, Господа нашего Иисуса Христа, про которого евангелист говорит: «Здесь больше Соломона» (Мф 12,42).

Hosted by uCoz