Публичный библейский курс

Лектор:

монсиньор Бернардо Антонини

Тема: «Введение в книги Ветхого Завета»

Схема второго занятия

Содержание занятия: История Израиля (основные исторические этапы). Традиции Израиля («память крови», «память земли», «память обрядов»). Вера Израиля. Редакции Библии (первые записанные тексты. Пятикнижие). Важность исторических книг Ветхого Завета для христиан. «Трудные» места исторических книг. Структура Ветхого Завета.

1. История Израиля

Книги Ветхого Завета, содержащие историю еврейского народа, широко и ярко раскрывают перед читателем протоисторию, показывают традиции, легенды, исторические корни, эволюцию, катастрофу и возрождение Израиля. История еврейского народа тесным образом связана с историей других современных ему народов, с частым противостоянием меж ними, связанной с различиями в религиозных верованиях, языке, культуре, общественных установлениях, различными событиями их истории.

1.1. Библейская предыстория (Бытие, главы 1-11). 1,1-2,4а (первый рассказ о творении): священник из Иерусалима, живший в 6 веке до н. э., представляет с энтузиазмом и оптимизмом семь дней творения. 2, 46-25 (второй рассказ о сотворении человека и установлении свыше брака): аноним, живший в Иерусалиме в 10 веке до н.э., представляет важнейшие моменты начальной истории человечества. 3: грехопадение. 3,15: протоевангелие. 4: убийство Авеля Каином как последствие грехопадения. 6-9: нечестивое бытие человечества и потоп как проявление суда Божьего. Спасение Ноя, завет с ним. 11: возведение Вавилонской башни и смешение языков (в Новом Завете Святой Дух объединяет всех – Пятидесятница (Деян 2).

1.2. Эпоха патриархов (19 – середина 13 веков до н.э.; Бытие 12-50). Начало 2-го тысячелетия до н.э. отмечено интенсивной миграцией народов на Ближнем и Среднем Востоке. Примерно в 19 веке до н. э. из города Ура (Южное Двуречье) небольшой клан арамеян, во главе которого стоит вождь по имени Аврам (позднее получивший от Бога имя Авраам), переселяется на север Месопотамии, а затем в Палестину. Бог заключает с Авраамом завет (союз), обещая дать землю Палестины в наследие его потомкам. Через некоторое время голод в Палестине заставляет Иакова (Израиля), внука Авраама, переселиться вместе с сыновьями в Египет. Потомки Иакова получают наименование «сынов Израиля», составляя в последующие времена еврейский народ; он, в свою очередь, делится на двенадцать племён (или колен), каждое из которых возводит своё происхождение к одному из сыновей Иакова. Несколько последующих поколений потомков Иакова продолжает жить в Египте.

1.3. Эпоха Исхода и завоевания Ханаана (середина 13 века до н.э. – около 1200 г. до н.э.; Исход, Числа, Второзаконие, Иисус Навин). С течением времени евреи становятся рабами египтян. Однако Бог избавляет сынов Израиля от египетского рабства: Он призывает Моисея (еврея, воспитанного при дворе фараона), который должен вывести еврейский народ из Египта и привести его в Палестину (Ханаан). По призыву Бога евреи под предводительством Моисея совершают исход из Египта и, благополучно избавляясь от преследований египетского войска, устремляются вглубь Синайского полуострова, где на горе Синай Бог через Моисея заключает союз со всем народом Израилевым, а также даёт Своему народу Закон – основной свод религиозно-нравственных предписаний, центром которого являются Десять заповедей. Кроме того. Бог обеспечивает сынам Израиля Своё постоянное присутствие среди них, которое дополняется принципом теократии: Бог является единственным Властителем Своего народа.

1.4. Эпоха судей и ранней монархии (около 1200 -931 г. до н.э.; Судей, 1 Царств, 2 Царств, 3 Царств 1-11, 1 Паралипоменон, 2 Паралипоменон 1-9). Израиль представляет собой уникальное для древнего мира явление. Его народ единственный в мире исповедует строгое единобожие. Время от времени израильтяне избирали особо авторитетных людей в качестве судей – для ведения тяжб, а также военного руководства в конфликтах с соседними народами (наибольшую опасность представляли филистимляне, занимавшие территорию крайнего юга Палестины. Около 1030 года до н.э. последний из судей пророк Самуил, исполняя веление Бога, помазывает на царство Саула. Однако Саул не исполняет возло­женную на него миссию, поэтому Самуил, следуя воле Божией, помазывает на царство юношу по имени Давид из колена Иуды. После гибели Саула (около 1010 года до н.э.) Давид становится полноправным царём Израиля, а древний город Иерусалим становится с этих пор политическим и религиозным центром Израиля. При сыне Давида Соломоне (около 970 -931 г. до н. э.) Израиль достигает наибольшего в своей истории политического могущества.

1.5. Эпоха разделённых царств (931-721 гг. до н.э.; 3 Царств 12-22,2 Царств 1-17, 2 Паралипоменон 10-28, Амос, Осия, Исайя 1-39, Михей). После смерти Соломона вспыхивает мятеж под предводительством Иеровоама; в результате десять северных колен становятся самостоятельным государством. Во главе этого царства стал Иеровоам. В свою очередь, юг – Иудейское царство продолжает находиться под властью царей династии Давида. Отношения между разделёнными царствами в дальнейшем остаются очень напряжёнными. В 721 году до н.э., после трёхлетней осады, Ассирия захватывает столицу Северного царства Самарию. Северное царство прекращает своё существование, а значительная часть его населения депортируется во внутренние районы Ассирии с целью искусственной ассимиляции.

1.6. Эпоха конца Иудейского царства (721 – 587 годы до н.э.; 4 Царств 18-25, 2 Паралипоменон 29-36, Софония, Наум, Аввакум, Иеремия 1-39, Иезекииль). Угроза ассирийского завоевания чудом минует Иудейское царство. Иудея остаётся теперь единственной страной, где продолжает сохраняться религия Откровения (отсюда впоследствии её название — «иудейская вера; иудаизм»). Вавилонский царь Навуходоносор II начинает захват Иудеи и в 597 году овладевает Иерусалимом. После неудачной попытки иудейского царя Седекии поднять восстание Иерусалим подвергнут новой осаде и в 587 году взят штурмом. Была разрушена большая часть его зданий, включая храм.

1.7. Вавилонское пленение (587-538 годы до н.э.; Иеремия 40-52, Плач Иеремии). Постепенно население Иудеи почти полностью депортируется в другие районы Вавилонии. Царь Персии Кир II из династии Ахеменидов завоёвывает Мидию, Лидийское царство в Малой Азии и греческие города-государства Ионийского побережья Малой Азии и примыкающих островов, и в 539 году до н.э. Персия завоёвывает всю территорию Вавилонии.

1.8. Эпоха персидского владычества (538-333 годы до н.э.; Ездра, Неемия, Аггей, Захария, Малахия). В 538 году указом Кира II евреи получают разрешение вернуться на родину, беспрепятственно исповедовать свою религию и возрождать свои города и святыни. Около 515 года завершено строительство нового иерусалимского храма. Однако евреи живут теперь не только в Палестине. Значительная их часть продолжает проживать в диаспоре (рассеянии); в частности, довольно большая еврейская колония существует в Египте. В середине 5 века Неемия (еврей, назначенный персидским царём на пост наместника Иудеи) и книжник (знаток Закона) Эзра (или Ездра) начинают религиозно-национальное возрождение Иудеи. К середине 4 века Иудея становится теократией в составе Персии: высшим носителем власти в Иудее является первосвященник.

1.9. Эллинистическая эпоха (333-63 годы до н.э.; 1 и 2 Маккавейская, Даниил II). В 333 году до н.э. в результате завоевательных походов Александра Македонского Иудея входит в состав его империи, поглотившей к 326 году всю территорию Персидской державы. Сразу же после смерти Александра в 323 году его империя распадается. Вся Передняя Азия оказывается под властью государства Селевкидов (со столицей в Антиохии), а юг Палестины и северо-восток Африки – Птолемеев, царей Египта. Селевкидский царь Антиох IV Эпифан (175-164 годы до н.э.) превращает иерусалимский храм в языческое капище и пытается силой принудить евреев к язычеству. Это вызывает мощное сопротивление. В 164 году до н.э. повстанцам удаётся захватить Иерусалим и обновить храм.

1.10. Израиль под властью Рима (63 г. до н.э. -135 г. н.э.; Новый Завет). В 63 году до н.э. Иерусалим взят римскими войсками, Палестина входит в состав Римского государства. При поддержке римлян в 37 году до н.э. к власти в Иудее приходит идумеянин Ирод. В последние годы его правления, когда Иудея находится под властью первого римского императора Августа (27 год до н.э. – 14 год н.э.), в иудейском городе Вифлееме от Девы Марии рождается Иисус Христос, Сын Божий. В годы правления императора Тиберия (14-37 гг.) в возрасте около 30 лет Иисус начинает в Палестине Своё мессианское служение, проповедуя Царство Божие и основывая общность верующих в Него – Церковь. Апостолы, возглавляемые Петром, который получает от Иисуса земную власть над Церковью, проповедуют Евангелие (Благую Весть) Христа в Палестине, а затем и среди языческих народов. Особенно плодотворной оказывается проповедь Савла, более известного под своим римским именем Павел, – молодого фарисея и гонителя христиан, примкнувшего к апостолам в первое десятилетие существования Церкви. С 45 по 63 год Павел совершает несколько миссионерских путешествий, результатом которых становится обращение в христианство многих тысяч людей в Восточном Средиземноморье, Малой Азии, на Балканах и в Италии. Многие христиане (в том числе, большинство апостолов) принимают мученическую смерть. В 66 году в Иудее начинается восстание против римлян, перерастающее в длительную войну между римскими войсками и повстанцами. В 70 году римляне овладевают Иерусалимом и разрушают Храм. Война продолжается до 73 года. Некоторое время после этого центром религиозной жизни иудеев является город Ямния (Явне). В правление императора Адриана (117-138 годы), начавшего восстановление Иерусалима (под названием Элия Капитолина) и возведение в нём храма Юпитера, происходит восстание иудеев (131-135 годы), жестоко подавленное римлянами. После этого император запрещает иудеям селиться в Иерусалиме.

2. Традиции Израиля

Для древних народов, в частности, для семитов, первостепенное значение имела устная традиция: наиболее значительные даты истории Израиля, воспоминания еврейского народа, его законодательство, культовая поэзия, обряды прошли длительный период разработки, на протяжении которого передавались от поколения к поколению устно. Именно в форме устных преданий веками сохранялись рассказы о деяниях предков, о происхождении племён, об Исходе и заселении Ханаана. Как у других народов, у евреев в древности существовало как минимум три вида исторической памяти, которые ныне обозначают терминами «память крови», «память земли» и «память обрядов».

2.1. Память крови: основана на естественном для каждого человека интересе к своей родословной и деяниям своих непосредственных предков. Книга Бытия содержит, в основном, биографии праотцев Авраама, Исаака и Иакова и выделяет эпизоды, непосредственно затрагивающие жизнь древних кланов, например, рождения, смерти, бракосочетания, заключение союзов, конфликты из-за пастбищ и колодцев. Устные предания растут, видоизменяются в соответствии с социальными, культурными и религиозными условиями и, наконец, в большей или меньшей части застывают в письменной форме.

2.2. Память земли основана на естественном стремлении людей, живущих в определённых географических условиях, знать о событиях, прежде происходивших в этих местах. Корни многих ветхозаветных преданий связаны с определёнными святилищами. Свой след на Святой Земле оставили патриархи: так, память об Аврааме, Исааке, Иакове, первых свидетелях богоявлений, причастниках божественных обетований, до сих пор жива в Мамре и Ефроне, Вирсавии и Си-хеме. Типичный пример подобной «памяти земли» представлял собой памятник, воздвигнутый в Галгале, на берегу Иордана. Хранители святилищ, призванные принимать и наставлять паломников, пользовались случаем, чтобы возродить почитание предков и веру в Бога отцов. «Память земли» укрепляла «память крови».

2.3. Память обрядов, то есть отзвуки истории в различных культовых церемониях. Религиозные обряды, совершаемые при определённых обстоятельствах, воссоздавали в памяти людей те или иные моменты их истории: история народа Израилева оживала в ежегодном праздновании Пасхи; ежегодное приношение первых плодов также было поводом для того, чтобы вспомнить спасительные деяния Господа (ср. Втор 26,4-5).

Таким образом, традиции и обычаи Израиля составляют устную основу письменных текстов Ветхого Завета. После создания финикийцами в середине 2-го тысячелетия до н.э. алфавита начался постепенный переход от устной цивилизации к письменной и закрепление на письме ветхозаветных текстов.

3. Вера Израиля

В ветхозаветных книгах передаётся опыт и свидетельство веры еврейского народа, через историю которого Бог осуществляет свой замысел всеобщего спасения.

Вера Израиля имеет основой свидетельства боговдохновлённых людей: Авраама, Моисея, пророков. Это не рациональная, философская вера (как у греков и римлян), но вера, основанная на Откровении, то есть на вмешательстве Бога в историю, на тео-фании (явлении Бога «в делах и словах», как говорит II Ватиканский собор в Догматической конституции "Dei Verbum"). Философская вера есть плод человеческого разума, вера же Библии – это ответ Откровению Божьему. Священное Писание содержит Откровение и представляет нам источники библейской, христианской веры.

4. Редакции Библии

Весь этот исторический и религиозный опыт постигается нами через 46 ветхозаветных книг. Ветхий Завет предстаёт перед нами как книга особого народа, раскрывающая его историю, культуру, религиозное развитие. Содержание, литературная композиция, язык этих книг связаны с эпохой, с социальными, политическими и экономи­ческими условиями семитской среды того периода.

4.1. Первыми записанными текстами стали древнее фрагментарное законодательство, первые поэтические сочинения (песнь Осии – Ос 10; песнь Деворы – Суд 5; победная песнь Исхода – Исх 15,1-18), древние предсказания (Иакова – Быт 49; Валаама – Числ 23-24; Моисея – Втор 33), древние литургические песнопенияпсалмы (составлены разными авторами в разное время, многие приписываются Давиду), басни и притчи (притча Иофама – Суд 9,7-15; притча Нафана – 2 Цар 11-12), прозаические предания об истоках Израиля, его начальной истории.

4.2. Книги Библии имеют отличную, нежели у привычных для нас книг, историю и другой способ редактирования. Пятикнижие – плод редактирования, длившегося шесть столетий. Систематическая редакция Пятикнижия началась в Х веке до н.э. Первая редакция была сделана анонимными авторами, которые обычно именовали Бога «Яхве» и представляли Его беседующим с людьми, говорящим с ними как с друзьями (см. Исх 31,11, Вар 3,38), ведущим с людьми диалог. Иная редакция изложения истории Израиля была сделана в IX веке до н.э. анонимами в Северном царстве. Для неё характерно называние Бога «Эло-хим» и изображение Его великим и бесконечно далёким от людей; эта редакция называется элохистской. Третья редакция появилась при царе Осии (622 г. Второзаконие 5-23) и называется девтерономической. Четвёртая редакция появилась в VI веке до н.э. в Иерусалиме, её автор – священник-аноним – представляет важные события (рассказ о сотворении. Завет Авраама с Богом (Быт 17), Пасха Исхода и т.д.). После вавилонского плена при Ездре и Неемии все четыре традиции были собраны, кодифицированы, и в результате появилось известное нам Пятикнижие как синтез четырёх традиций: яхвистской (J), элохистской (Е), девтерономической (D), священнической – от термина "PriesterKodex").

4.3. Две важные особенности книг Ветхого Завета: во-первых, они излагают лишь основные этапы и наиболее значительные события истории еврейского народа; во-вторых, в них получил отражение образ мышления, глубоко отличающийся от нашего, а именно, семитская ментальность.

5. Важность исторических книг Ветхого Завета для христиан

Бог, вдохновитель и автор книг обоих Заветов, премудро устроил так, что Новый Завет сокрыт в Ветхом, а Ветхий Завет раскрывается в Новом. И хотя Иисус Христос установил Новый Завет в Своей Крови, однако книги Ветхого Завета, полностью воспринятые в Благую Весть, приобретают и являют в Новом Завете своё полное значение и, в свою очередь, освещают и объясняют его. Исторические книги Ветхого Завета имеют непреходящую ценность: богословскую (о Боге, о Провидении Божьем), месси­анскую (мессианизм Ветхого Завета), литургическую (мы используем книги Ветхого Завета как книги молитвы и при совершении наших обрядов), антропологическую (библейская антропология Ветхого Завета-см. Быт 1,26-27; Притч 31,10-31), экклезиологическую (предвещание структуры Церкви в Ветхом Завете), эсхатологическую (постепенно вера в вечную жизнь становится более ясной и отчётливой – см. 2 Макк 12,38-45, с жертвой в Храме ради погибших). Ветхий Завет, хотя подчас и содержит в себе вещи несовершенные и преходящие, показывает истинное Божественное детоводительство. Поэтому ветхозаветные книги, выражающие живое восприятие Бога и содержащие в себе возвышенное учение о Боге, спасительную мудрость относительно человеческой жизни, дивное сокровище молитв и, наконец, тайну нашего спасения, должны восприниматься христианами благоговейно.

6. «Трудные» места исторических книг

Преграду для благоговейного восприятия этих книг могут представлять отдельные страницы Ветхого Завета, где излагаются возмущающие нас сейчас факты. Но надо учесть следующее:

• Порой Библия просто описывает происходящее, выражая осуждение автора либо прямыми словами, либо самим контекстом применения (ср. Суд 19,22-30). Трудность же в восприятии появляется тогда, когда при описании жестоких методов войны побуждение к ним или приказ приписывается Богу. Необходимо избавиться от ложного впечатления, которое может быть вызвано подобными текстами, что, к примеру, в ходе заселения Святой Земли все ханаанцы были уничтожены. Из последующих книг становится ясно, что в Палестине вплоть до гораздо более позднего времени оставались ханаанцы, которые оказывали значительное влияние на народ Израиля. История же соседних с Израилем народов знает ещё более суровые примеры подлинных жестокостей, совершаемых во время войн со ссылкой на повеление богов народа-победителя.

• Долг верности Господу и Его завету требовал от Израиля воздержания от любого идолопоклоннического культа, устранения опасного контакта с язычниками. В то время подобное требование выражалось в необходимости применить право военного времени, считавшееся закономерным согласно менталитету той эпохи и закрепленное верховной властью Бога. Господь использовал войны и последующие разрушения, чтобы покарать народы за их серьёзные нравственные извращения. Следует также помнить, что откровение Божье для Израиля было постепенным и что Он лишь постепенно показал Своему народу все последствия, вытекающие из универсалистской концепции завета, методом неспешного воспитания готовя его к вершинам евангельского откровения. Что же касается внешне непристойного языка ряда библейских рассказов, надо отметить, что слова, представляющиеся нам непристойными, не являлись таковыми в те времена, когда была более чем дозволена большая свобода слова, а определённый веризм в языке был всеми одобряем.

• Чувства того, кто посылал проклятия против нечестивых, являлись этичными, поскольку были нацелены на справедливое наказание нечестивца. В Ветхом Завете действовал закон возмездия «око за око» (см. Исх 21,23-25), выражавший, пусть в грубой форме, принцип наказуемости причинения всякого вреда. Поэтому, когда праведник желал наказания своих противников, он испытывал дозволенные ему чувства. Тот, кто посылал проклятия, выражал пожелание – само по себе вполне допустимое – чтобы не существовало более врагов Божиих. Иногда ветхозаветный праведник, гонимый и преследуемый, является прообразом или даже олицетворением Христа, а потому пожелание наказания для противников является пророчеством кары, которую понесут враги Христовы.

• Не следует также требовать от этики Ветхого Завета героизма братской любви, которая была предписана в Новом Завете; евангельский закон в совершенстве превосходит древний закон, что, однако, нисколько не говорит о порочности последнего.

Таким образом, все суждения, выражаемые Библией в практической сфере, являются этическими, то есть отвечающими справедливым нормам действия, хотя они и не всегда абсолютно совершенны.

7. Названия и разделение книг Ветхого Завета

А) исторические книги. Их 21: Пятикнижие (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие); Иисуса Навина; Судей; четыре книги Царств; две книги Паралипоменон; Ездры; Неемии; Руфи; Товита; Есфири; Иудифи; две книги Маккавейские.

Б) пророческие книги. Их 18: Исайи; Иеремии; Плач Иеремии; Варуха; Иезе-кииля; Даниила; а также двенадцати «малых пророков» – Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии.

В) книги премудрости. Их 7: Иова; Псалтирь; Притчи; Екклесиаста; Песнь Песней; Премудрости Соломона; Премудрости Иисуса, сына Сирахова.

8. Задания для самостоятельной работы

Прочтите следующие главы из Библии (лучше вместе с кем-то ещё, как молитву); Быт 12, 15, 22, 27, 37, 41, 45, 50; Исх 1-3, 12, 15, 16, 19, 20, 24, 32, 34; Числ 23, 24; Втор 5, 6, 16, 33; Ис Нав 10; Суд 5, 9; 2 Цар 11-12.

 

Hosted by uCoz