Публичный библейский курс

Лектор:

монсиньор Бернардо Антонини

 

 

 

Тема: «Введение в книги Ветхого Завета»

 

Занятие 3

Содержание занятия: Профетизм. Пророки (кто это, пути восприятия и передачи Божественной вести). Монотеизм. Истинная религия. Мессианизм. Происхождение пророческих книг. Ключевые чтения пророческих книг. Актуализация пророческого призвания.

1. Введение

На первом занятии мы определили, что такое Библия, что такое богодухновенность библейских книг, что такое канон и каков он, каков официальный список богодухновенных книг, какие основные критерии толкования Библии по учению II Ватиканского собора.

На втором занятии вам были представлены исторические книги Ветхого Завета, двадцать одна книга истории Спасения. Самый хороший учебник истории Израиля – эти книги Библии, которые содержат благодати Божьи для спасения Израиля.

Можно определить Библию как МАКРОБИБЛИЮ, то есть историю спасения всего мира; но также, по Провидению Божьему, она является и МИКРОБИБЛИЕЙ, то есть великой историей спасения каждого из нас. Как написал святой Павел, «Он избрал нас в Нём прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» (Еф 1,4). Другое столь же важное для нас положение, которое нам следует твёрдо помнить, – также из послания святого Павла: «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим 2,4). Эти две цитаты освобождают нас от пессимизма, личного или общечеловеческого.

Согласно историческим книгам, народ Израиля избран Богом, чтобы сохранять монотеизм и мессианскую идею. Но, к сожалению, много раз евреи были неверны Богу: грешили идолопоклонством, формалистской ритуальной практикой; однако Провидение Божье сильнее, чем грехи человечества, поэтому Бог дал народу Израиля великий дар пророчества.

2. Профетизм

Профетизм (пророчество) – дар не только лишь для Израиля; он был свойствен великим религиям древности: можно назвать, например, Мари на Евфрате (XVIII век до н.э.), Библосе (XII век до н.э.), Китае (V век до н. э.) с великим Конфуцием (святым Конфуцием, как называют его по китайской традиции). Библия указывает, что царь Моава призвал пророка Валаама (Числ 22-24), и около 450 пророков Ваала встретили отпор со стороны Илии и были убиты им (3 Цар 18,20-40). И в более поздние времена встречались пророки, к примеру, в XX веке Махатма Ганди был действительным пророком и мучеником мира.

3. Пророки

3.1. История Израиля знает уникальный дар пророков: по их количеству, по силе их воздействия, по обилию пророческих книг. Это великий дар Бога Завета Своему народу. Они проповедовали и отстаивали монотеизм, направляли народ на путь истинного культа (прославление Бога + нравственный образ жизни + любовь к ближнему и общественная справедливость) и хранили живое ожидание Мессии.

3.2. Кто такой пророк? Это вестник и интерпретатор Божественного откровения. Буквально – тот, кто говорит от имени другого, в данном случае – от имени Бога. Это, однако, не означает, что пророк – преимущественно или исключительно предсказатель будущего.

3.3. Каким образом воспринимается Божественная весть? Иногда посредством видений (Ис 6), чаще – через внутреннее вдохновение.

3.4. Каким образом передаётся эта весть? Либо явно выраженным словом (в прозаических, поэтических или параболических фрагментах Библии), либо через символические поступки:

    «Господь сказал Исаии, сыну Амосову, так: пойди, и сними вретище с чресл твоих, и сбрось сандалии твои с ног твоих. Он так и сделал: ходил нагой и босой. И сказал Господь: как раб Мой Исаия ходил нагой и босой три года, в указание и предзнаменование о Египте и Ефиопии, так поведёт царь Ассирийский пленников из Египта и переселенцев из Ефиопии, молодых и старых, нагими и босыми и с обнажёнными чреслами, в посрамление Египту» (Ис 20,2-4);

    «Так сказал мне Господь: пойди, купи себе льняной пояс, и положи его на чресла твои, но в воду не клади его. И я купил пояс, по слову Господню, и положил его на чресла мои. И было ко мне слово Господне в другой раз, и сказано: возьми пояс, который ты купил, который на чреслах твоих, и встань, пойди к Евфрату, и спрячь его там в расселине скалы. Я пошёл и спрятал его у Евфрата, как повелел мне Господь. По прошествии же многих дней сказал мне Господь: встань, пойди к Евфрату, и возьми оттуда пояс, который Я велел тебе спрятать там. И я пришёл к Евфрату, выкопал и взял пояс из того места, где спрятал его, и вот, пояс был испорчен, ни к чему стал не годен. И было ко мне слово Господне: так говорит Господь: так сокрушу Я гордость Иуды и великую гордость Иерусалима. Этот негодный народ, который не хочет слушать слов Моих, живёт по упорству сердца своего и ходит во след иных богов, чтобы служить им и поклоняться им, будет как этот пояс, который ни к чему не годен. Ибо, как пояс близко лежит к чреслам человека, так Я приблизил к Себе весь дом Израилев и весь дом Иудин, говорит Господь, чтобы они были Моим народом и Моею славою, хвалою и украшением; но они не послушались» (Иер 13,1-11);

    Иер 19,1-13; 27,1-11; но особенно – Иез 4; 12,1-16; 37,1-14.

3.5. К кому обращается пророк? Иногда к определённому лицу (Нафан – к Давиду, Исайя – к Ахазу и Езекии), чаще же – ко всему народу.

4. Синтез профетизма в Израиле

4.1. Профетическое движение в Израиле: от Моисея к Иоанну Крестителю. Наиболее значимые пророки: Моисей (величайший из пророков), Иисус Навин, пророчица Девора (Суд 4-5), Самуил, Нафан, Илия и Елисей (3 Цар 17-4 Цар 13); помимо этого, четыре больших пророка (Исайя – ИеремияИезекииль – Даниил) + двенадцать малых пророков (ОсияИоильАмосАвдий – Иона – Михей – Наум – Аввакум – СофонияАггейЗахарияМалахия).

4.2. Содержание и особенности пророческих текстов: пророки вспоминают прошлые вмешательства Бога, направленные к благу Его народа, и предвозвещают будущее. Прежде всего, они судят настоящее, которое должно измениться, а их возвещение строго и утешительно, оно обращено к Израилю и ко всем народам.

4.3. Критерии для различения истинных и ложных пророков: а) исполнение их пророчеств; б) соответствие их учения ягвистской доктрине (монотеизму).

5. Учение пророков

Пророки Израиля совершали испытание совести всего народа Божьего, анализируя жизнь евреев от имени Господа и по Откровению Божьему. Своими ясными и образными проповедями они исправляли людей. Пророки Израиля – настоящие проповедники, без малейшего преувеличения; поэтому-то пророков человечества часто ждала смерть от рук людей. И в наши дни людям нужен такой дар Церкви Божьей, как настоящие проповедники, которые представляют и исправляют наши пороки. Пророки разговаривали о разном, практически, обо всех сторонах жизни народа Израиля, об их соответствии плану Божьему.

Учение пророков можно обобщить в виде трёх пунктов:

5.1. Монотеизм (единобожие; то есть – один истинный Бог). Первый и самый важный пункт учения пророков – монотеизм. Вокруг Израиля, как отчасти и внутри страны (например, ханаанские культы), обычным был политеизм. Бог избрал Израиля, чтобы евреи сохранили единобожие вопреки греху многобожия. Монотеизм Израиля динамично развивался. Так, Авраам – образец веры – был монотеистом своего клана, иными словами, он хвалил Бога как центр своего клана. В то время не было и мысли о том, что Бог – это Бог всего мира. Моисей также строгий монотеист, превозносивший Яхве над богами египтян. Для пророка Илии и великого пророка Исайи монотеизм означает, что существует только один Бог, другие же «боги» – фикция и рукотворные идолы. На протяжении истории Израиля самым большим его грехом было всегда идолопоклонство; в этом пророки обвиняли и обличали свой народ. И в наше время, в нашем обществе есть идолы, которые не называются ханаанскими или ассирийскими: это – миф всевластия и приоритетности денег, идол гордыни личной или национальной, культ секса.

5.2. Истинная религия. Пророки много раз говорили о настоящем культе человека; религия, любимая Богом и дорогая Ему, должна непосредственно воплощаться в жизнь в любви к ближнему. Религиозная практика без любви – нонсенс. Пророки выступают против формализма, против греха, отдаляющего человека от Бога Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать» (Ис 59,2)]; против греха, который оскорбляет Бога справедливости [Ам 2,6-16; 8,4-12], Бога любви [Ос 6,6: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений»; Ос 11,1-11: «На заре погибнет царь Израилев! Когда Израиль был юн, Я любил его, и из Египта вызвал сына Моего. Звали их, а они уходили прочь от лица их; приносили жертву Ваалам, и кадили истуканам. Я Сам приучал Ефрема ходить, носил его на руках Своих, а они не сознавали, что Я врачевал их. Узами человеческими влёк Я их, узами любви; и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им. Не возвратится он в Египет, но Ассур – он будет царём его, потому что они не захотели обратиться ко Мне. И падёт меч на города его, и истребит затворы его, и пожрет их за умыслы их. Народ Мой закоснел в отпадении от Меня, и хотя призывают его к горнему, он не возвышается единодушно. Как поступлю с тобою, Ефрем? Как предам тебя, Израиль? Поступлю ли с тобою, как с Адамою, сделаю ли тебе, что Севоиму? Повернулось во Мне сердце Моё; возгорелась вся жалость Моя! Не сделаю по ярости гнева Моего, не истреблю Ефрема; ибо Я Бог, а не человек; среди тебя – Святый; Я не войду в город. Вслед Господа пойдут они; как лев. Он даст глас Свой, даст глас Свой, и встрепенутся к Нему сыны с запада; встрепенутся из Египта, как птицы, и из земли Ассирийской, как голуби, и вселю их в домы их, говорит Господь»], Бога святости [Ис 6,3: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!»; Ис 41,14; Ис 43,1-5: «Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой. Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, – через реки ли, они не потопят тебя; пойдёшь ли через огонь, не обожжёшься, и пламя не опалит тебя. Ибо Я Господь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой; в выкуп за тебя отдал Египет, Ефиопию и Савею за тебя. Так как ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, то отдам других людей за тебя, и народы за душу твою. Не бойся, ибо Я с тобою; от востока приведу племя твоё, и от запада соберу тебя»; Ис 43,14-21; Ис 43,25: «Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого, и грехов твоих не помяну»]; против греха, который несёт кару и всему народу (Иер 4-5), и каждому в отдельности (Иез 18). Религия, по учению пророков, истинна, аутентична, глубинна, только если сопровождается социальной справедливостью.

5.3. Мессианизм. Обычно считается, что пророки – люди, которые смотрят в будущее. Пророки Израиля говорили о будущем Израиля и возвещали пришествие Мессии, пророчества о котором очень важны. Пророчеств, посвященных мессианской теме, меньше, чем текстов о монотеизме и об истинной религии. Пророки Израиля подчёркивают, что Бог не наказывает всех: Он избавит «Остаток Израиля». Чтобы править Своим народом на земле. Бог поставит Своего Помазанника, Мессию: Давида и его потомков. Исайя, Михей, Иеремия уточняют: Мессией станет Эммануэль, Мессия-Первосвященник, то есть Господь наш Иисус Христос.

6. Происхождения пророческих книг Ветхого Завета

6.1. Некоторые из пророков записывали или диктовали свои пророчества, свой опыт; в других случаях передававшиеся устно пророчества записывались впоследствии учениками пророков. Существовали различные редакции пророчеств, добавления к ним и перестановки частей. В конечном итоге, формировался тот текст, которым мы располагаем сегодня. Что касается редакции книг пророков, в каждом отдельном случае следует уточнить историю редакции.

6.2. Как пример, рассмотрим редакцию пророчества Исайи. Мы читаем пророчества разных времён и авторов, приписываемые авторству одного Исайи. Из общего количества в 66 глав собственно Исайе (VIII век до н.э., родом из Южного Царства, один из великих библейских пророков) принадлежат главы с 1 по 39. «Второисайя», аноним «школы» Исайи, создал утешительную речь («Книга Утешения» для народа периода изгнания, 550-530 годы до н.э.) в главах с 40 по 55. Перу «Третьеисайи» принадлежат главы с 56 по 66, написанные в разное время и при разных обстоятельствах после возвращение из вавилонского плена (538 год до н.э.) и являющиеся продолжателем написанного Второисайей.

7. Активное чтение пророческих книг

7.1. Пророческие призвания. Пророк никогда не говорит от своего имени, но он повторяет: так сказал Бог, это слово Божье. Авторитет пророков заключается не в самом учении пророка либо его святости, но в авторитете Бога. Поэтому в начале проповеди пророк уточняет, что представляет своё призвание, как, например, Исайя (Ис 6,1-13) или Иеремия: «И было ко мне слово Господне: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя; пророком для народов поставил тебя. А я сказал: о. Господи Боже! я не умею говорить, ибо я ещё молод. Но Господь сказал мне: не говори: «я молод»; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдёшь, и всё, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя, сказал Господь. И простёр Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои» (Иер 1,4-9) – см. также Иез 3; 33,1-9; Ам 7,14-17.

7.2. Пророческие поступки. Пророки, как правило, говорят; иногда также они совершают пророческие поступки. Психология человека такова, что поступки действуют на людей сильнее, нежели слова; это верно и для прошлого, и для наших дней. Современный человек доверяет свидетелям и воспринимает сказанное только тем, кто сам свидетельствует о своём учении (см. противоречия фарисеев в Новом Завете). Несколько примеров – см. Ис 20,2-4; Иер 13,1-11; 27; особенно важные отрывки – Иез 4; 12,1-7; 21,28-32; 37,15-28.

7.3. Мессианские пророчества: это, например, известнейшее пророчество «Сам Господь даст вам знамение: се. Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис 7,14), а также Ис 9,1-6; 11,1-9; 28,16; 35,1-7. Самые важные пророчества – мессианские. К числу значимых можно отнести четыре песни Слуги Ягве (в коллективном смысле это – Израиль, страдающий из-за изгнания; в индивидуальном – Мессия, страдающий из-за грехов мира): Ис 42,1-7; 49,1-6; 50,4-9; 52,13-53,12.

Помимо этого, полезно рассмотреть пророчества:

    Иер 23,5-6; 31,31-34 (великое обещание Нового Завета); Иез 34,23-24; 36,24-28 (также обещание Нового Завета).

    Дан 7,13-14: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шёл как бы Сын человеческий, дошёл до Ветхого днями, и подведён был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдёт, и царство Его не разрушится».

    Иоил 2,28: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения».

    Мих 5,2-5: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли. И будет Он мир».

    Мал 1,11: «Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Моё между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Моё между народами, говорит Господь Саваоф».

    Мал 3,1: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придёт в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот. Он идёт, говорит Господь Саваоф».

     Зах 9,9; II,12-13.

7.4. Культ и социальная справедливость. Очень строго пророки подчёркивали степень соотношения культа и социальной справедливости – см. Ис 1,10-20; 58,1-12; Иер 7; Ам 5,21-27; Ос 6; Зах 7,4-10 (в Новом Завете: Иак 1,26-27; 1 Кор 11,17-34).

7.5. Пророческое возвещение справедливости. Пророки не раз громко заявляли, что настоящий – Бог справедливости. – см. Ис 1,21-31; Ис 5; Ис 10,1-2; Иер 21,11-12; 22,3; 22,13-19; 9,1-8.22-23.

7.6. Бог – Царь – Мессия по учению пророков. Согласно пророкам. Бог был царём и Мессией:

    «Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи. Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама. Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагрённая кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню. Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий. Отец вечности. Князь мира» (Ис 9,1-6).

    «И произойдёт отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нём Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих, и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьёт нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бёдр Его – истина. Тогда волк будет жить вместе с ягнёнком, и барс будет лежать вместе с козлёнком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детёныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей: ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис 11,1-9).

    Ис 62; Ис 16,3-5 (Царь и справедливость).

7.7. Справедливость между народами. Пророки не только подчёркивают необходимость справедливости между израильтянами, детьми единого народа Божьего, но проповедуют также необходимость справедливости в отношениях между разными народами – см. Ам 1-2; Аввакум 1-2; 3,13-19. 7.8. Один пророк – Осия – говорит от начала до конца своей книги о любви:

    «Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему; ибо ты упал от нечестия твоего. Возьмите с собою молитвенные слова, и обратитесь к Господу; говорите Ему: «отними всякое беззаконие, и прими во благо, и мы принесём жертву уст наших. Ассур не будет уже спасать нас; не станем садиться на коня, и не будем более говорить изделию рук наших: боги наши; потому что у Тебя милосердие для сирот». Уврачую отпадение их, возлюблю их по благоволению; ибо гнев Мой отвратился от них. Я буду росою для Израиля; он расцветет, как лилия, и пустит корни свои, как Ливан. Расширятся ветви его, и будет красота его, как маслины, и благоухание от него, как от Ливана. Возвратятся сидевшие под тенью его, будут изобиловать хлебом, и расцветут, как виноградная лоза, славны будут, как вино Ливанское. «Что мне ещё за дело до идолов?» скажет Ефрем. – Я услышу его, и призрю на него; Я буду как зеленеющий кипарис; от Меня будут тебе плоды» (Ос 14,2-9). •    Ос 1-3; 6,1-6; II,1-11.

Самое важное слово учения Осии«хесед», то есть «милость». Только милостью человек может изменить жизнь, обновиться и жить согласно воле Божьей. Эти 14 глав книги пророка Осии содержат гимн милосердия и триумф любви.

8. Актуализация пророческого призвания в документах II Ватиканского собора

В документах II Ватиканского собора отцы Церкви неоднократно подчёркивают пророческое призвание епископов, священников и монашествующих. Впрочем, любому христианину надо жить так, чтобы больше делами, чем словами, показать ближнему своё пророческое призвание. Современному миру нужны реальные пророки. Как записано в Догматической Конституции «Свет народам» (21 ноября 1964): «Христос, Пророк Великий, и свидетельством жизни, и силою слова провозгласивший Царство Отца, совершает до полного явления славы Своё пророческое служение не только через Иерархию, учащую Его именем и властью, но и через мирян; для того Он и поставил их свидетелями и одарил их чувством веры и благодатью слова (ср. Деян 2,17-18: «И будет в последние дни, говорит Бог: излию от Духа Моего на всякую плоть; и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать»; Откр 19,10: «Я пал к ногам его [Ангела – Б.А.], чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества»), чтобы сила Евангелия сияла в повседневной, семейной и общественной жизни».

 

Hosted by uCoz