Являются ли культовые христианские изображения проявлением язычества?
Одним из довольно частых поводов критики традиционной христианской Церкви служит наличие в храмах культовых изображений, что, на первый взгляд, противоречит заповеданному Священным Писанием, в частности, в Исх. 20:4–5: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им…» Оппоненты взывают к авторитету Библии, утверждая, что ни в Новом, ни в Ветхом Заветах нет ни слова о том, что древние евреи или первохристиане в апостольские и последующие сразу за ними времена не делали себе изображений в местах отправления культа.
Действительно,
вроде бы, при сличении этого запрета с
нынешним, да и со средневековым интерьером
христианских культовых зданий,
непредвзятый искатель истины должен придти
к неизбежному выводу об уклонении
традиционных конфессий от Слова Божьего и
об их идолопоклонстве. Имеющий же очи, вроде,
да услышит? Это же вам не что-нибудь, а
первейшие Заповеди, данные Моисею на горе
Синай.
И остаётся
только подсказать этому человеку,
задумавшемуся о духовном, что «посредники
между Богом и тобой не нужны», и на дороге к
Церкви встаёт довольно ощутимый барьер (знаю
по собственному опыту). В добавление к
упомянутой цитате можно извлечь из Библии
ещё огромное количество других, делающих
данную точку зрения теологически
неотразимой и полностью припирающей к
стенке служителей Церкви и верующих.
Однако
простота подобной оценки наличия икон,
фресок или статуй в православном или
католическом храме, на самом деле кажущаяся.
Агитаторы за очищение веры или плохо
осведомлены, или лукавят. Ведь стоит
прочитать книгу Исхода на пять глав ниже
(25:18-20), и мы вдруг увидим, что скиния
собрания была украшена херувимами из
золота, а на светильниках изображались
яблоки и цветы (конец 25 гл.).
Но может, это
касалось только скинии, по каким-то
причинам имевшей исключительное значение?
Либо изображать допустимо было только
херувимов? А иерусалимский Храм, при
постройке которого нынешние отступления от
веры были невозможны, так как он являлся
средоточием ветхозаветного культа, имел ли
он какие-либо изображения внутри? Вроде не
должен, ибо запрещено же было заповедью…
2 Пар. 3:7 «…и
вырезал на стенах херувимов.» (см. т. ж. 3:10-13).
Хорошо, может, херувимов можно, хотя они,
конечно, «на небе вверху», но вот ещё совсем
не ангельское: «и литые подобия волов
стояли под ним кругом со всех сторон; на
десять локтей окружали море кругом два ряда
волов, вылитых одним литьём с ним. Стояло
оно на двенадцати волах: три глядели к
северу и три глядели к западу…» (2 Пар. 4:3-4).
Ветхий Завет
довольно сложен, часто имеет кажущиеся
противоречия, и при желании, возможно, что-то
можно возразить на эти выкладки; но давайте
откроем Новый Завет. Действительно ли в нём
отсутствуют упоминания о культовых
изображениях, как это часто можно слышать?
«О
несмысленные Галаты! кто прельстил Вас не
покоряться истине, вас, у которых перед
глазами предначертан был Иисус Христос, как
бы у вас распятый?» (Гал. 3:1). Может, в
Синодальном переводе что-то напутано?
Вульгата: «o insensati Galatæ quis vos fascinavit
ante quorum oculos Jesus Christus proscriptus est crucifixus» – «написан распятый». Всё верно, у галатян
в апостольские времена уже имелось
распятие, более того, ап. Павел отзывается
об этом с явным одобрением.
Вернёмся к 20
главе Исхода. Законы толкования Библии
заставляют нас рассматривать любую цитату
в контексте всего отрывка. Исх. 20:2-5 «Я
Господь, Бог твой… да не будет у тебя других
богов… не делай себе кумира и никакого
изображения… не поклоняйся им и не служи им,
ибо Я Господь, Бог твой…» Запрет касается
служения другим богам, идолопоклонства,
столь распространённого у народов,
окружавших евреев.
Библия столь
сложна, что при определённой мотивации с
помощью выдёргивания отрывков можно
пытаться доказывать что угодно, что и
делают многочисленные обвинители, смущая
искренне ищущих дорогу к Храму. Какими бы ни
были побудительные мотивы тех, кто
утверждает, что ни в коем случае нельзя в
церквах ставить культовые изображения, так
как это язычество и нарушение предписаний
Декалога, они, как бы помягче сказать… не
совсем правы.
Приведённое
здесь не претендует на богословское
обоснование истинности какой-либо
христианской конфессии или на
доказательство её непогрешимости, но
является только лишь попыткой ответа на
довольно серьёзное обвинение в адрес
Матери-Церкви.