Публичный библейский курс
Лектор:
монсиньор Бернардо Антонини |
---|
Тема:
«Введение в книги Нового Завета»
Схема
первого занятия
Содержание занятия: Историко-литературное введение в книги Нового Завета. Происхождение и значение Евангелий и Деяний Апостолов. Особенности Евангелий и Деяний Апостолов.
1. Историко-литературное
введение в книги Нового
Завета
1.1. Историческая
достоверность книг Нового Завета
Данные
истории, археологии, естественных наук и
лингвистики в полной мере
подтверждают сведения, содержащиеся в
книгах Нового Завета. Пониманию Нового
Завета способствуют и иудаистские
источники, которые подтверждают
историческую достоверность этой части
Писания. Историческая достоверность
Евангелий подтверждается также языческими
источниками:
а) Плиний Младший (112 г.) рассказывает о христианах в своём письме императору Траяну;
б) Тацит повествует о Христе в своих «Анналах» (116 г.);
в) Хрестус (Христос) и преследуемые Нероном христиане упоминаются у Светония (120 г.).
1.2.
Проблема сохранности книг Нового Завета
Все написанные по-гречески книги Нового Завета сохранились до наших дней в огромном количестве рукописей (в настоящее время известно 84 манускрипта греческого текста Нового Завета, 266 унциальных рукописей, 2753 курсивных рукописи и 2135 лекционариев). В том, что касается сохранности текстов. Новый Завет несравненно превосходит все остальные сочинения древних авторов. В этом плане наиболее показательным примером являются «Анналы» Тацита, дошедшие до нас в одной-единственной рукописи.
1.3. Основные даты,
связанные с Новым Заветом
Св. Лука датирует начало служения Иисуса XV годом правления императора Тиберия (т.е. 1 октября 27 г. н.э.). Служение не могло длиться менее года и более 3 лет. Вероятные хронологические рамки: рождение Иисуса (748 год римского календаря, или 6 г. до н.э.); служение и подготовка ко крещению (с октября 27 г. до января 28 г. н.э.); крещение и начало служения (январь 28 г.); первая Пасха (31 марта 28 г.); вторая Пасха (19 апреля 29 г.); третья Пасха и кончина Иисуса (7 апреля 30 г.).
1.4. Разделение,
происхождение и хронологические рамки книг
Нового Завета
А. Разделение. 27 книг Нового Завета подразделяются на:
• исторические книги (их всего 5): Евангелия и Деяния Апостолов;
• дидактические книги (всего их 21): Послания Ал. Павла (14, не все они были написаны им самим) и 7 Соборных Посланий (в адрес Церквей).
• пророческая книга – Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова).
Б. Происхождение. Книги Нового Завета создавались на протяжении 50-ти лет (с 52 года н.э. – 1 Фес. – и приблизительно до 100 года – Апокалипсис и 1 Ин.). В Новом Завете воспроизводится сравнительно недавнее – относительно времени его фиксации –прошлое, некоторые из свидетелей которого ещё живы. Кроме того, сама структура христианской Церкви отмечена строгостью и постоянно контролируется и проверяется её признанными вождями (см. пастырские послания Ап. Павла и Ап. Иоанна). Поэтому всё, что говорится в книгах Нового Завета о Боге Живом и Христе, удостоверяется с точки зрения исторической правды благодаря контролю со стороны апостолов (составляется «Апостольская традиция») и неукоснительно обеспечивается божественным дарованием, вдохновляющим составителей.
В. Хронология (примерные даты написания):
1) послания An. Павла (51-67 гг. н.э.):
• первые послания: 1 Фес. -51 г.; 2 Фес. – 52 г.;
• великие послания: Гал – 54-57 гг.; 1 и 2 Кор – 57 г.; Рим – 58 г.;
• послания из темницы: Флп – 56-57 гг. или 61-63 гг.; Флм – 61-63 гг.; Кол и Еф -61-63 гг.;
• пастырские послания: 1 Тим и Тит -65 г.; 2 Тим – 66-67 (68?) гг.
2) Евангелия: Мк – 54-67 гг.; Лк – 70-80 гг.; Мф – 70-90 гг.; Ин – 90-100 гг.
3) Апокалипсис – 90-100 гг.
4) Другие книги: Деян – 70-80 гг.; Евр – 60-90 гг.
5) Соборные послания: 1 Петр – 64 (?) г.; Иак – 80-90 гг.; Иуд – 70-100 гг.; 1, 2 и 3 Ин-90-100 гг.; 2 Петр – 90-100 гг.
2. Происхождение и значение
Евангелий и Деяний
Апостолов
2.1. Евангелия – соль Библии. Чтобы понять, что из себя представляют Евангелия, можно начать с пролога Евангелия от Луки (1,1-4). Вот его краткое содержание.
Ст. 1. Путешествуя, Лука собирал разрозненные и фрагментарные повествования о Христе (предназначенные для проповедников краткие изложения Его учения или первые описания порядка богослужения).
Ст.2. Очевидцы выразили в слове жизнеописание и послание Иисуса.
Ст. 3. Лука намеревается тщательно изучить все обстоятельства жизни Иисуса с самого начала и составить детальный систематизированный отчёт.
Ст. 4. Дабы мы могли осознать значимость Его наставлений.
2.2. Евангелия и II Ватиканский Собор: из Догматической конституции "Dei Ver-bum" («О Божественном Откровении»). Соборные Отцы учат, что Четвероевангелие имеет апостольское происхождение и было написано под действием Святого Духа апостолами и приближенными к ним (их учениками). Жизнь и послание Иисуса дошли до нас через три этапа: ИИСУС – АПОСТОЛЫ – ЕВАНГЕЛИСТЫ.
А. Евангелия – исторические сочинения, достоверно передающие деяния и учение Иисуса.
Б. Апостолы, будучи озарёнными светом Пасхи и Пятидесятницы, передали своим слушателям, о чём проповедовал и что совершал Иисус.
В. Агиографы (авторы священных книг) составили Евангелия: а) отбирая основное из устной или письменной традиции (см. Ин 21,25); б) в других случаях обобщая материал (например, речи Иисуса); в) разъясняя иные обстоятельства в соответствии с положением Церкви в эпоху составления Евангелия;
г) сохраняя стиль проповеди (Иисус соблюдал присущую раввинам манеру излагать свои мысли, и Евангелия передают Его слова в соответствии со стилем проповедей того времени).
Ниже приводится таблица, где отражено взаимодействие различных компонентов, использованных при составлении Евангелий: жизнь и послание Иисуса оказали воздействие на апостольские проповеди и канонические Евангелия (здесь устанавливается связь между историческим и евангельским Христом). Апостольские проповеди повлияли на Евангелия: в них сохраняется оттенок проповеди (это заметно в Евангелии от Марка, сильно связанном с проповедями его учителя – ап. Петра; что касается Евангелия от Луки, то здесь ощутим стиль проповедей ал. Павла, учителя Луки). На основе этих проповедей создавались первые христианские общины, жизнь которых сосредотачивалась на трёх основных моментах: распространение учения, богослужение и миссионерская деятельность.
1. Катехизис (учение) – это обращенное к проходящим через обряд крещения слово, в котором в наиболее систематизированном виде раскрывалась суть вероучения, в соответствии с которым им надлежало строить свою жизнь и которое им надлежало проповедовать. От катехизиса следует отличать керигму.
Керигма – суть возвещения Христа; обращена к неверующим, имея целью призвать их к вере.
Когда этот призыв адресовался иудеям, он включал в себя:
• в качестве основного элемента – тайну Пасхи, т.е. смерть и Воскресение Христа в силу божественного всемогущества;
• в качестве событий, непосредственно подготовивших это центральное событие, -проповедь Иоанна Крестителя, служение Иисуса в Галилее и Иудее со знамениями и чудесами, явлением Святого Духа и Бога-Отца;
• в качестве отдалённого контекста: в прошлом – пророчества Ветхого Завета и историю Израиля; в настоящем и будущем – наступление эсхатологических времён, открывающихся Воскресением Христа, дарование спасения всем народам, а также призыв к обращению (метанойя, или смена образа мыслей).
Если же керигма адресовалась язычникам, то в неё включались:
• в виде отрицательного элемента – призыв отказаться от идолопоклонства;
• в виде положительного элемента – призыв обратить свои помыслы к Богу через Сына и ожидать Его возвращения. Здесь уже наличествовал теологический момент: приобщение ко Христу, Господу и Судии истории;
•
заключительный призыв к покаянию (ср. 1 Фее
1,9; 1 Кор 8,4-6;
Деян 14,15-17; Деян
17,22-31).
См.
образцы керигмы в Деяниях
(2,14-39; 3,12-26; 4,9-12; 5,29-32; 10,34-43;
13,16-41).
2. Богослужение: его сердцевину составляло «преломление хлеба» (Деян 2,42), или же евхаристическое прославление; крещение и евхаристические молитвы.
3. Миссионерская деятельность – третья основополагающая составная часть жизни первохристиан. Широкое распространение раннего христианства по Средиземноморью объясняется силой Святого Духа, твёрдостью веры и рвением Апостолов, а также глубиной миссионерских устремлений первохристиан: каждый ощущал себя призванным Христом и Церковью распространять услышанную им Благую Весть.
Наконец, последним основополагающим моментом в составлении Евангелий явилась работа евангелистов. Каждый из них отбирал, обобщал и упорядочивал имеющийся материал в соответствии с собственной верой, культурой, а также с требованиями той христианской общины, к которой он обращался.
2.3. Общие
особенности Евангелий
1.
Евангелия представляют собой богодухновенные
книги: «Богооткровенная
истина, которая содержится и излагается в
Священном Писании, написана под вдохновением
от Святого Духа» («О Божественном
Откровении», II).
2. Евангелия – канонические книги, т.е. они признаны Церковью в качестве бого-духновенных; вследствие этого они являются основанием и правилом вероучения.
3. Критерий каноничности: апостольская традиция (т.е. книги, коими пользовались Апостолы); традиция, подкрепленная апостолическими отцами и священнописателями; заключения о безупречной аутентичности текстов, сделанные Церковью: Иппонийский собор (393 г.); Флорентийский Собор (1441 г.); Тридентский Собор (1546 г.); 1 Ватиканский Собор (1870 г.); II Ватиканский Собор (1965 г.).
4. Евангелия как литературный жанр. Это книги исторического характера, заключающие в себе события прошлого, интерпретированные и упорядоченные в соответствии с теологическими требованиями (подобная обработка производилась в интересах христианских общин и самими этими общинами). Евангелиям присущ более высокий уровень исторической достоверности, нежели в хронике или обычном историческом сочинении. Евангелисты приводят сведения, относящиеся к характеру и индивидуальности Христа, хотя в Евангелиях мы не найдём ни летописи жизненного пути Иисуса, ни Его биографии.
Евангелия – живое слово, живое послание, которому мы ныне можем дать современную интерпретацию с учётом своеобразия нашей общины: ведь евангелисты составляли Евангелия с учётом запросов своих христианских общин.
5. Жизненный контекст, в котором зарождалась евангельская традиция: а) Богослужение: крещение – Евхаристия (Лк 24,30). б) Катехизис: примеры молитв (Мф 6,5-15; Лк 11,1-13). в) Миссионерский контекст: Церковь обращается к тем, кто находится за её пределами – апологетика как форма общения с иудеями, керигма как форма общения с язычниками.
6. Схема процесса
составления Евангелий:
А. От Благой Вести – к письменной фиксации Евангелия; линия исторического спасения в развитии веры.
Б. Движение,
вспять – так должен следовать учёный или
учащийся, чтобы осмыслить три составные
части Евангелий: веру евангелиста, веру
христианской общины и учение Христа.
7. Роль Святого Духа и Церкви
в составлении Евангелий.
Ин 14,26: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что я говорил вам».
Ин 16,13: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но говорить, что услышит, и будущее возвестит вам».
Святой Дух проявляет себя двояко: в рамках традиции (апостольское служение) и в составлении Евангелий усилиями евангелистов.
8. Четвероевангелие
– совокупность исторических книг (из
всех античных сочинений это наиболее
основательно документированные и вместе с
тем полностью выдерживающие проверку на
историческую точность книги). Кроме того,
речь идёт о книгах богодухновенных,
т.е. написанных под всеохватным
воздействием Духа Святого («О Божественном
Откровении», II, 19).
9. Предлагаемая Евангелиями теологическая интерпретация жизни Христа является абсолютно аутентичной и истинной, ибо осуществлена она была под вдохновением Святого Духа. Церковь подтверждает истинность осуществленного евангелистами толкования и неустанно учит ему верующих.
Как проникнуть в тайну евангельского Христа? Для этого имеются различные пути:
• изучать мессианские книги;
• проанализировать общий план Евангелия и задаться вопросом, каким образом евангелист осмыслил и представил тайну Христа (глобально-теологический принцип; христологическое обобщение);
• различные теологические доктрины в отношении Евангелий.
2.4. Место Деяний в Новом
Завете
1. Повествование о деятельности сев. Петра и Павла. Здесь не содержится ни рассказа о деяниях всех апостолов, ни истории раннехристианской Церкви; здесь мы находим лишь набросок распространения христианства, проходившего под знаком титанического духовного усилия (в частности, речь идёт о неустанной деятельности апостолов Петра и Павла. Исключительная ценность Деяний как исторического документа обусловлена: наличием свидетельств очевидцев, а также многообразием как устных, так и письменных источников.
2. Деяния
чрезвычайно насыщены материалом,
относящимся к учению Христа: речь идёт о
вере в Христа, Господа, Воскресшего, Сына
Божьего; приводятся узловые события
Ветхого Завета, связанные с Христом (3,13.16;
4,27.30; 8,32-33). Иисус как новый Моисей (3,22 и далее;
7,20). Теодицея для язычников (14,15-17; 17,22-31).
3. Центральная
проблема нарождающейся Церкви: верность
закону Моисееву (обрезание, законы принятия
пищи, сложная система заповедей) или же
свобода во Христе? Деяния утверждают именно
последнее (см. Иерусалимский
собор – Деян 15).
4. Сведения о жизни
первых христианских общин: слушание
наставлений апостолов, братское общение,
преломление хлеба (евхаристия), молитва,
совместное владение собственностью (2,42-47).
3. Особенности Евангелий и
Деяний Апостолов
3.1. Евангелие от Матфея
1) Это – «Евангелие новизны».
2) Иисус – новый Моисей.
3) Иисус – Мессия, пророчества о котором содержались в Писании.
4) Иисус проповедует с нового Синая новому Израилю.
5) Иисус провозглашает новый Закон.
6) Иисус провозглашает Евангелие Царства.
7) Евангелие призыва к новой праведности.
3.2. Евангелие от Марка
1) Самое краткое из Евангелий и самое раннее с хронологической точки зрения.
2) Представляет собой свидетельство очевидца – св. Петра; Марк лишь «изложил» его мысли.
3) Это – «Евангелие мессианской тайны».
4) Евангелие о непонимании Христа апостолами.
5) Евангелие о страданиях Христа.
6) Евангелие о Сыне Божием и Сыне Человеческом.
7) Евангелие об Иисусе, поборовшем власть сатаны.
3.3.
Евангелие от Луки
1) Евангелие детства Иисуса (гл. 1 -2, как у Матфея).
2) «Марианское» Евангелие (Лука приводит немало неизвестных ранее подробностей, относящихся к Богоматери и почерпнутых, вероятно, у Иоанна).
3) Евангелие о всеобщем спасении (Иисус – Спаситель мира).
4)
Евангелие о язычниках (здесь они
представлены в благородном свете: Лк
7,1-10; 23,47).
5) Евангелие радости (песни Захарии, Марии, Симеона; радость пастухов и учеников Иисуса; etc.).
6)
Евангелие о молитве (пример Иисуса, Его
учение о молитве: Лк 11,1-13; 18,1-7).
7)
Евангелие бедняков (хлев, пастухи; Лк 4,18; 6,24;
19-31).
8)
Евангелие о милосердии (см. гл. 10, гл. 15).
9) Хронологическое Евангелие (его рассматривают как основу при составлении Синопсиса).
10)
Евангелие о евангелизации (см.
Лк 8,1-3.38-39; 9,49-50.59-62; 24,33).
11) Евангелие Святого Духа (см.Лк 4,1.14.18; 10,21; ll,13;24,49).
12)
Евангелие, в котором подчёркивается
непрерывность служения Иисуса: личные,
конкретные и повседневные обязанности (см.
Лк 9,57-62; 11,1-13; 14,25-35).
3.4. Евангелие от Иоанна
1) Евангелие о Мессии (Христе).
2) Евангелие о божественной природе Христа.
3) Евангелие о спасении во Христе (Иисус – Спаситель).
4) Евангелие о Логосе, Слове, Сыне Божием: Бог говорит устами своего сына.
5) Евангелие света, противостоящего мраку.
6) Евангелие истины, противостоящей заблуждениям и лжи.
7) Евангелие жизни, противостоящей смерти.
8) Евангелие веры (призвание Иисуса — возвестить об Отце).
3.5.
Деяния Апостолов
1.
Литературные особенности Деяний:
А. Географические сведения преимущественно связаны с Иерусалимом.
Б. Значение глаголов движения и соответствующих существительных: перед нами Церковь, находящаяся «в пути».
В. Лука выводит на первый план деяния Святого Духа (Сошествие Святого Духа; христианская община, жизнь которой одухотворяется Духом Святым).
Г. Суммарии – своего рода сигналы, «маяки» для читателя:
• большие суммарии
(2,42-47; 4,32-35; 5,12-16);
• малые
суммарии (1,14; 6,7; 9,31; 12,24; 16,5; 19,20; 28,30-31);
• суммарии,
связанные с числами (2,41; 4,4; 9,31; 11,21.24; 14,1).
2. Значение для истории
Церкви:
А. В области богослужения: начиная с IV века. Деяния читаются на литургии в день Воскресения Господня.
Б. Монашество на Востоке и Западе: монашеская община и общее владение имуществом – по образцу раннехристианских общин.
В. Влияние на возникновение многочисленных миссионерских движений.
Г. Деяния – наиболее актуальная из книг Нового Завета, призывающая:
• к обновлению в рамках традиции (теология, богослужение, организация Церкви);
• к использованию новых форм проповеди, наиболее действенных в нынешнем секуляризованном мире;
• к самоотверженному служению по образцу св. Павла; любовь к Церкви должна выражаться в конкретных делах (святость – апостольское служение).