Публичный библейский курс

Лектор:

монсиньор Бернардо Антонини

 

 

Тема: «Введение в книги Нового Завета»

Схема первого занятия

Содержание занятия: Историко-литературное введение в книги Нового Завета. Происхождение и значение Евангелий и Деяний Апостолов. Особенности Евангелий и Деяний Апостолов.

1. Историко-литературное введение в книги Нового Завета

1.1. Историческая достоверность книг Нового Завета

Данные истории, археологии, естественных наук и лингвистики в полной мере подтверждают сведения, содержащиеся в книгах Нового Завета. Пониманию Нового Завета способствуют и иудаистские источники, которые подтверждают историческую достоверность этой части Писания. Историческая достоверность Евангелий подтверждается также языческими источниками:

а) Плиний Младший (112 г.) рассказывает о христианах в своём письме императору Траяну;

б) Тацит повествует о Христе в своих «Анналах» (116 г.);

в) Хрестус (Христос) и преследуемые Нероном христиане упоминаются у Светония (120 г.).

1.2. Проблема сохранности книг Нового Завета

Все написанные по-гречески книги Нового Завета сохранились до наших дней в огромном количестве рукописей (в настоящее время известно 84 манускрипта греческого текста Нового Завета, 266 унциальных рукописей, 2753 курсивных рукописи и 2135 лекционариев). В том, что касается сохранности текстов. Новый Завет несравненно превосходит все остальные сочинения древних авторов. В этом плане наиболее показательным примером являются «Анналы» Тацита, дошедшие до нас в одной-единственной рукописи.

1.3. Основные даты, связанные с Новым Заветом

Св. Лука датирует начало служения Иисуса XV годом правления императора Тиберия (т.е. 1 октября 27 г. н.э.). Служение не могло длиться менее года и более 3 лет. Вероятные хронологические рамки: рождение Иисуса (748 год римского календаря, или 6 г. до н.э.); служение и подготовка ко крещению (с октября 27 г. до января 28 г. н.э.); крещение и начало служения (январь 28 г.); первая Пасха (31 марта 28 г.); вторая Пасха (19 апреля 29 г.); третья Пасха и кончина Иисуса (7 апреля 30 г.).

1.4. Разделение, происхождение и хронологические рамки книг Нового Завета

А. Разделение. 27 книг Нового Завета подразделяются на:

исторические книги (их всего 5): Евангелия и Деяния Апостолов;

дидактические книги (всего их 21): Послания Ал. Павла (14, не все они были написаны им самим) и 7 Соборных Посланий (в адрес Церквей).

пророческая книга – Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова).

Б. Происхождение. Книги Нового Завета создавались на протяжении 50-ти лет (с 52 года н.э. – 1 Фес. – и приблизительно до 100 года – Апокалипсис и 1 Ин.). В Новом Завете воспроизводится сравнительно недавнее – относительно времени его фиксации –прошлое, некоторые из свидетелей которого ещё живы. Кроме того, сама структура христианской Церкви отмечена строгостью и постоянно контролируется и проверяется её признанными вождями (см. пастырские послания Ап. Павла и Ап. Иоанна). Поэтому всё, что говорится в книгах Нового Завета о Боге Живом и Христе, удостоверяется с точки зрения исторической правды благодаря контролю со стороны апостолов (составляется «Апостольская традиция») и неукоснительно обеспечивается божественным дарованием, вдохновляющим составителей.

В. Хронология (примерные даты написания):

1) послания An. Павла (51-67 гг. н.э.):

• первые послания: 1 Фес. -51 г.; 2 Фес. – 52 г.;

  великие послания: Гал – 54-57 гг.; 1 и 2 Кор – 57 г.; Рим – 58 г.;

• послания из темницы: Флп – 56-57 гг. или 61-63 гг.; Флм – 61-63 гг.; Кол и Еф -61-63 гг.;

• пастырские послания: 1 Тим и Тит -65 г.; 2 Тим – 66-67 (68?) гг.

2) Евангелия: Мк – 54-67 гг.; Лк – 70-80 гг.; Мф – 70-90 гг.; Ин – 90-100 гг.

3) Апокалипсис – 90-100 гг.

4) Другие книги: Деян – 70-80 гг.; Евр – 60-90 гг.

5) Соборные послания: 1 Петр – 64 (?) г.; Иак – 80-90 гг.; Иуд – 70-100 гг.; 1, 2 и 3 Ин-90-100 гг.; 2 Петр – 90-100 гг.

2. Происхождение и значение Евангелий и Деяний Апостолов

2.1. Евангелия – соль Библии. Чтобы понять, что из себя представляют Евангелия, можно начать с пролога Евангелия от Луки (1,1-4). Вот его краткое содержание.

Ст. 1. Путешествуя, Лука собирал разрозненные и фрагментарные повествования о Христе (предназначенные для проповедников краткие изложения Его учения или первые описания порядка богослужения).

Ст.2. Очевидцы выразили в слове жизнеописание и послание Иисуса.

Ст. 3. Лука намеревается тщательно изучить все обстоятельства жизни Иисуса с самого начала и составить детальный систематизированный отчёт.

Ст. 4. Дабы мы могли осознать значимость Его наставлений.

2.2. Евангелия и II Ватиканский Собор: из Догматической конституции "Dei Ver-bum" («О Божественном Откровении»). Соборные Отцы учат, что Четвероевангелие имеет апостольское происхождение и было написано под действием Святого Духа апостолами и приближенными к ним (их учениками). Жизнь и послание Иисуса дошли до нас через три этапа: ИИСУС – АПОСТОЛЫ – ЕВАНГЕЛИСТЫ.

А. Евангелия – исторические сочинения, достоверно передающие деяния и учение Иисуса.

Б. Апостолы, будучи озарёнными светом Пасхи и Пятидесятницы, передали своим слушателям, о чём проповедовал и что совершал Иисус.

В. Агиографы (авторы священных книг) составили Евангелия: а) отбирая основное из устной или письменной традиции (см. Ин 21,25); б) в других случаях обобщая материал (например, речи Иисуса); в) разъясняя иные обстоятельства в соответствии с положением Церкви в эпоху составления Евангелия;

г) сохраняя стиль проповеди (Иисус соблюдал присущую раввинам манеру излагать свои мысли, и Евангелия передают Его слова в соответствии со стилем проповедей того времени).

Ниже приводится таблица, где отражено взаимодействие различных компонентов, использованных при составлении Евангелий: жизнь и послание Иисуса оказали воздействие на апостольские проповеди и канонические Евангелия (здесь устанавливается связь между историческим и евангельским Христом). Апостольские проповеди повлияли на Евангелия: в них сохраняется оттенок проповеди (это заметно в Евангелии от Марка, сильно связанном с проповедями его учителя – ап. Петра; что касается Евангелия от Луки, то здесь ощутим стиль проповедей ал. Павла, учителя Луки). На основе этих проповедей создавались первые христианские общины, жизнь которых сосредотачивалась на трёх основных моментах: распространение учения, богослужение и миссионерская деятельность.

1. Катехизис (учение) – это обращенное к проходящим через обряд крещения слово, в котором в наиболее систематизированном виде раскрывалась суть вероучения, в соответствии с которым им надлежало строить свою жизнь и которое им надлежало проповедовать. От катехизиса следует отличать керигму.

Керигмасуть возвещения Христа; обращена к неверующим, имея целью призвать их к вере.

Когда этот призыв адресовался иудеям, он включал в себя:

• в качестве основного элемента – тайну Пасхи, т.е. смерть и Воскресение Христа в силу божественного всемогущества;

• в качестве событий, непосредственно подготовивших это центральное событие, -проповедь Иоанна Крестителя, служение Иисуса в Галилее и Иудее со знамениями и чудесами, явлением Святого Духа и Бога-Отца;

• в качестве отдалённого контекста: в прошлом – пророчества Ветхого Завета и историю Израиля; в настоящем и будущем – наступление эсхатологических времён, открывающихся Воскресением Христа, дарование спасения всем народам, а также призыв к обращению (метанойя, или смена образа мыслей).

Если же керигма адресовалась язычникам, то в неё включались:

• в виде отрицательного элемента – призыв отказаться от идолопоклонства;

• в виде положительного элемента – призыв обратить свои помыслы к Богу через Сына и ожидать Его возвращения. Здесь уже наличествовал теологический момент: приобщение ко Христу, Господу и Судии истории;

• заключительный призыв к покаянию (ср. 1 Фее 1,9; 1 Кор 8,4-6; Деян 14,15-17; Деян 17,22-31).

См. образцы керигмы в Деяниях (2,14-39; 3,12-26; 4,9-12; 5,29-32; 10,34-43; 13,16-41).

2. Богослужение: его сердцевину составляло «преломление хлеба» (Деян 2,42), или же евхаристическое прославление; крещение и евхаристические молитвы.

3. Миссионерская деятельность – третья основополагающая составная часть жизни первохристиан. Широкое распространение раннего христианства по Средиземноморью объясняется силой Святого Духа, твёрдостью веры и рвением Апостолов, а также глубиной миссионерских устремлений первохристиан: каждый ощущал себя призванным Христом и Церковью распространять услышанную им Благую Весть.

Наконец, последним основополагающим моментом в составлении Евангелий явилась работа евангелистов. Каждый из них отбирал, обобщал и упорядочивал имеющийся материал в соответствии с собственной верой, культурой, а также с требованиями той христианской общины, к которой он обращался.

2.3. Общие особенности Евангелий

1. Евангелия представляют собой богодухновенные книги: «Богооткровенная истина, которая содержится и излагается в Священном Писании, написана под вдохнове­нием от Святого Духа» («О Божественном Откровении», II).

2. Евангелия – канонические книги, т.е. они признаны Церковью в качестве бого-духновенных; вследствие этого они являются основанием и правилом вероучения.

3. Критерий каноничности: апостольская традиция (т.е. книги, коими пользовались Апостолы); традиция, подкрепленная апостолическими отцами и священнописателями; заключения о безупречной аутентичности текстов, сделанные Церковью: Иппонийский собор (393 г.); Флорентийский Собор (1441 г.); Тридентский Собор (1546 г.); 1 Ватиканский Собор (1870 г.); II Ватиканский Собор (1965 г.).

4. Евангелия как литературный жанр. Это книги исторического характера, заключающие в себе события прошлого, интерпретированные и упорядоченные в соответствии с теологическими требованиями (подобная обработка производилась в интересах христианских общин и самими этими общинами). Евангелиям присущ более высокий уровень исторической достоверности, нежели в хронике или обычном историческом сочинении. Евангелисты приводят сведения, относящиеся к характеру и индивидуальности Христа, хотя в Евангелиях мы не найдём ни летописи жизненного пути Иисуса, ни Его биографии.

Евангелия – живое слово, живое послание, которому мы ныне можем дать современную интерпретацию с учётом своеобразия нашей общины: ведь евангелисты составляли Евангелия с учётом запросов своих христианских общин.

5. Жизненный контекст, в котором зарождалась евангельская традиция: а) Богослужение: крещение – Евхаристия (Лк 24,30). б) Катехизис: примеры молитв (Мф 6,5-15; Лк 11,1-13). в) Миссионерский контекст: Церковь обращается к тем, кто находится за её пределами – апологетика как форма общения с иудеями, керигма как форма общения с язычниками.

6. Схема процесса составления Евангелий:

А. От Благой Вести – к письменной фиксации Евангелия; линия исторического спасения в развитии веры.

Б. Движение, вспять – так должен следовать учёный или учащийся, чтобы осмыслить три составные части Евангелий: веру евангелиста, веру христианской общины и учение Христа.

7. Роль Святого Духа и Церкви в составлении Евангелий.

Ин 14,26: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что я говорил вам».

Ин 16,13: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но говорить, что услышит, и будущее возвестит вам».

Святой Дух проявляет себя двояко: в рамках традиции (апостольское служение) и в составлении Евангелий усилиями евангелистов.

8. Четвероевангелие – совокупность исторических книг (из всех античных сочинений это наиболее основательно документированные и вместе с тем полностью вы­держивающие проверку на историческую точность книги). Кроме того, речь идёт о книгах богодухновенных, т.е. написанных под всеохватным воздействием Духа Святого («О Божественном Откровении», II, 19).

9. Предлагаемая Евангелиями теологическая интерпретация жизни Христа является абсолютно аутентичной и истинной, ибо осуществлена она была под вдохновением Святого Духа. Церковь подтверждает истинность осуществленного евангелистами толкования и неустанно учит ему верующих.

Как проникнуть в тайну евангельского Христа? Для этого имеются различные пути:

• изучать мессианские книги;

• проанализировать общий план Евангелия и задаться вопросом, каким образом евангелист осмыслил и представил тайну Христа (глобально-теологический принцип; христологическое обобщение);

• различные теологические доктрины в отношении Евангелий.

2.4. Место Деяний в Новом Завете

1. Повествование о деятельности сев. Петра и Павла. Здесь не содержится ни рассказа о деяниях всех апостолов, ни истории раннехристианской Церкви; здесь мы находим лишь набросок распространения христианства, проходившего под знаком титанического духовного усилия (в частности, речь идёт о неустанной деятельности апостолов Петра и Павла. Исключительная ценность Деяний как исторического документа обусловлена: наличием свидетельств очевидцев, а также многообразием как устных, так и письменных источников.

2. Деяния чрезвычайно насыщены материалом, относящимся к учению Христа: речь идёт о вере в Христа, Господа, Воскресшего, Сына Божьего; приводятся узловые события Ветхого Завета, связанные с Христом (3,13.16; 4,27.30; 8,32-33). Иисус как новый Моисей (3,22 и далее; 7,20). Теодицея для язычников (14,15-17; 17,22-31).

3. Центральная проблема нарождающейся Церкви: верность закону Моисееву (обрезание, законы принятия пищи, сложная система заповедей) или же свобода во Христе? Деяния утверждают именно последнее (см. Иерусалимский собор – Деян 15).

4. Сведения о жизни первых христианских общин: слушание наставлений апостолов, братское общение, преломление хлеба (евхаристия), молитва, совместное владение собственностью (2,42-47).

3. Особенности Евангелий и Деяний Апостолов

3.1. Евангелие от Матфея

1) Это – «Евангелие новизны».

2) Иисус – новый Моисей.

3) Иисус – Мессия, пророчества о котором содержались в Писании.

4) Иисус проповедует с нового Синая новому Израилю.

5) Иисус провозглашает новый Закон.

6) Иисус провозглашает Евангелие Царства.

7) Евангелие призыва к новой праведности.

3.2. Евангелие от Марка

1) Самое краткое из Евангелий и самое раннее с хронологической точки зрения.

2) Представляет собой свидетельство очевидца – св. Петра; Марк лишь «изложил» его мысли.

3) Это – «Евангелие мессианской тайны».

4) Евангелие о непонимании Христа апостолами.

5) Евангелие о страданиях Христа.

6) Евангелие о Сыне Божием и Сыне Человеческом.

7) Евангелие об Иисусе, поборовшем власть сатаны.

3.3. Евангелие от Луки

1) Евангелие детства Иисуса (гл. 1 -2, как у Матфея).

2) «Марианское» Евангелие (Лука приводит немало неизвестных ранее подробностей, относящихся к Богоматери и почерпнутых, вероятно, у Иоанна).

3) Евангелие о всеобщем спасении (Иисус – Спаситель мира).

4) Евангелие о язычниках (здесь они представлены в благородном свете: Лк 7,1-10; 23,47).

5) Евангелие радости (песни Захарии, Марии, Симеона; радость пастухов и учеников Иисуса; etc.).

6) Евангелие о молитве (пример Иисуса, Его учение о молитве: Лк 11,1-13; 18,1-7).

7) Евангелие бедняков (хлев, пастухи; Лк 4,18; 6,24; 19-31).

8) Евангелие о милосердии (см. гл. 10, гл. 15).

9) Хронологическое Евангелие (его рассматривают как основу при составлении Синопсиса).

10) Евангелие о евангелизации (см. Лк 8,1-3.38-39; 9,49-50.59-62; 24,33).

11) Евангелие Святого Духа (см.Лк 4,1.14.18; 10,21; ll,13;24,49).

12) Евангелие, в котором подчёркивается непрерывность служения Иисуса: личные, конкретные и повседневные обязанности (см. Лк 9,57-62; 11,1-13; 14,25-35).

3.4. Евангелие от Иоанна

1) Евангелие о Мессии (Христе).

2) Евангелие о божественной природе Христа.

3) Евангелие о спасении во Христе (Иисус – Спаситель).

4) Евангелие о Логосе, Слове, Сыне Божием: Бог говорит устами своего сына.

5) Евангелие света, противостоящего мраку.

6) Евангелие истины, противостоящей заблуждениям и лжи.

7) Евангелие жизни, противостоящей смерти.

8) Евангелие веры (призвание Иисуса — возвестить об Отце).

 

3.5. Деяния Апостолов

1. Литературные особенности Деяний:

А. Географические сведения преимущественно связаны с Иерусалимом.

Б. Значение глаголов движения и соответствующих существительных: перед нами Церковь, находящаяся «в пути».

В. Лука выводит на первый план деяния Святого Духа (Сошествие Святого Духа; христианская община, жизнь которой одухотворяется Духом Святым).

Г. Суммариисвоего рода сигналы, «маяки» для читателя:

• большие суммарии (2,42-47; 4,32-35; 5,12-16);

• малые суммарии (1,14; 6,7; 9,31; 12,24; 16,5; 19,20; 28,30-31);

• суммарии, связанные с числами (2,41; 4,4; 9,31; 11,21.24; 14,1).

2. Значение для истории Церкви:

А. В области богослужения: начиная с IV века. Деяния читаются на литургии в день Воскресения Господня.

Б. Монашество на Востоке и Западе: монашеская община и общее владение имуществом – по образцу раннехристианских общин.

В. Влияние на возникновение многочисленных миссионерских движений.

Г. Деяния – наиболее актуальная из книг Нового Завета, призывающая:

• к обновлению в рамках традиции (теология, богослужение, организация Церкви);

• к использованию новых форм проповеди, наиболее действенных в нынешнем секуляризованном мире;

• к самоотверженному служению по образцу св. Павла; любовь к Церкви должна выражаться в конкретных делах (святость – апостольское служение).

 

 

Hosted by uCoz