Публичный библейский курс
Лектор:
монсиньор Бернардо Антонини |
---|
Тема:
«Введение в книги Нового Завета»
Схема
третьего занятия
Содержание занятия: Соборные послания.
1. Введение
Семь новозаветных посланий, не принадлежащих св. Павлу, достаточно давно были объединены в группу соборных посланий, невзирая на различное их происхождение: одно написано св. Иаковом, одно – св. Иудой, два – св. Петром, три – св. Иоанном. Название «соборные послания» связано с тем, что большинство из них адресовано всем христианам.
Послание
Иакова было признано
Церковью весьма поздно: всей совокупностью
восточных и западных церквей оно
признается только к концу IV в. Признавая
данное послание в качестве канонического,
церкви обыкновенно отождествляют
его автора с Иаковом, «братом Господним» (Мф
13,55; ср. 12,46), чья весьма заметная роль в
первой Иерусалимской
общине (Деян 12,17; 15,13-21; 21,18-26; I
Kop
15,7; Гал 1,19; 2,9.12) увенчалась
мученической гибелью от руки иудеев около 62
года (Иосиф Флавий, Евгесипп).
Разумеется, этот персонаж не имеет ничего
общего с апостолом Иаковом, сыном Зеведеевым
(Мф 10,2), казненным в 44 году царем Иродом (Деян
12,2).
Послание написано на элегантном, богатом по лексике греческом языке, выказывающем превосходное владение риторикой. Многие современные исследователи относят составление послания св. Иакова к концу 1 – началу П в. В таком случае архаический характер изложенных в нем христологических воззрений объясняется не древним происхождением послания, а его принадлежностью иудео-христианским кругам, унаследовавшим идеи св. Иакова – «брата Господня» и не признавшим дальнейших достижений раннехристианской теологии. Если же считать это послание аутентичным, то дату его составления следует отнести к периоду до 62 года, т.е. до кончины Иакова.
Оно обращено к «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии» (1,1), вероятно, к христианам иудейского происхождения, разбросанным по греко-римскому миру и укрывшимся главным образом в областях, граничащих с Палестиной. Из письма ясно, что его получатели – обращенные в христианство иудеи. Автор постоянно использует библейские аллюзии – по-видимому, текст Библии хорошо знаком читателям, тем более что в своих выкладках Иаков прибегает не столько к прямому цитированию (как это делают Павел и автор Послания к Евреям), сколько к неожиданным реминисценциям и к всплывающим как бы исподволь аллюзиям. Особенно часто св. Иаков заимствует материал из книг Премудрости, выводя из них практические наставления нравственного порядка. В то же время текст глубоко пропитан евангельской моралью. И действительно, нельзя счесть его сочинение сугубо иудейским, как то порой утверждалось. Напротив, здесь постоянно присутствует учение Иисуса и его излюбленные выражения, причем и в этом случае автор скорее склонен не к прямым цитатам из письменных источников, но к использованию живой устной традиции. В конечном счете речь идет о тексте иудео-христианской направленности, где основные положения иудейской мудрости подвергаются весьма оригинальному переосмыслению в свете того завершения, которое они получили в устах Господа.
Изложение в Послании св. Иакова мало напоминает эпистолярный стиль. Скорее этот текст следует рассматривать как проповедь, как фрагмент катехизиса, которым, по всей вероятности, пользовались иудео-христианские общины того времени. Здесь представлен ряд нравственных увещеваний, не имеющих тесной связи между собой и объединенных либо по принципу тематического единства, либо в силу фонетического созвучия. Это размышление о претерпевании испытаний (1,1-12; 5,7-11), об истоках искушения (1,13-18), об обуздании языка (1,26; 3,1-12), о значимости согласия и милосердия (2,8.13; 3,13 – 4,2; 4,11 сл.), о благотворном воздействии молитвы (1,5-8; 4,2 сл.; 5,13-18 сл.). Таинство помазания болящих теологически обосновано в 5,14 (Тридентский Собор).
Через все послание проходит две основополагающие темы. Во-первых, восхваление неимущих и резкая критика богатых (1,9-II; 1,27- 2,9; 4,13- 5,6): подобная забота о бедных, любимцах Господних, примыкает к древнейшей библейской традиции, в определенном смысле, к евангельским обещаниям блаженства (Мф 5,3). Во-вторых, акцент ставится на совершении добрых дел и звучит предостережение от бесплодной веры (1,22-27; 2,10-26). В связи с этим в послании содержится краткая дискуссия (2,14-26), направленная, по мнению многих комментаторов, против апостола Павла. И действительно, в Послании св. Иакова имеется немало общих мотивов с Посланиями к Галатам и к Римлянам, причем важно подчеркнуть, что одни и те же проблемы трактуются по-разному: так, различные трактовки даются одним и тем же библейским текстам, связанным с Авраамом. Вполне вероятно, Иаков стремился возразить не столько самому Павлу, сколько тем христианам, кто выводил из его учения весьма пагубные следствия. В то же время следует отметить следующее: несмотря на поверхностные разногласия, связанные с различным статусом каждого из авторов, Павел и Иаков солидарны по существу (см. 2,14); кроме того, тема веры и добрых дел, исходящая из реальных положений иудейской религии, вполне могла стать темой традиционных дискуссий, в которой каждый из авторов участвовал независимо от другого.
3. Послание Иуды
Не только Иаков, но и «брат его» Иуда (ст. 1) стремится представить себя одним из «братьев Господних» (Мф 13,55) Нет никаких оснований отождествлять его с апостолом Иудой (Лк 6,16; Деян 1,13; см. Ин 14,22); да он и сам отделяет себя от группы апостолов (ст. 17). Начиная с 200 года, большинство церквей включают Послание Иуды в канонический текст Священного Писания.
Задача Иуды – исключительно бичевание нечестивых учителей, подвергающих опасности христианскую веру. Он грозит им божественной карой, иллюстрируя свою мысль примерами из иудейской традиции (ст. 5-7); да и само описание заблуждений их, по-видимому, навеяно воспоминаниями о прошлом (ст. 11). С другой стороны, общий пафос письма остается весьма расплывчатым, так что не может быть и речи о том, чтобы усматривать здесь гностицизм II столетия. Пороки и нравственная распущенность, за которые Иуда порицает нечестивых учителей, и в особенности возводимая ими хула на Христа, были характерны для христианских кругов, начиная с первого века и питались идеями синкретизма (разоблаченными в Послании к Колоссянам, Пастырских Посланиях и в Апокалипсисе). Можно предположить, что Послание Иуды относится к последним десятилетиям апостольского служения.
4. Послания Петра
Два соборных
послания приписываются св. Петру. В начале
первого приводится имя главы апостолов (1,1);
оно было безоговорочно канонизировано уже
на заре христианства. Судя по всему, к нему
прибегали Климент Римский и, безусловно.
Поликарп; начиная с Иринея,
послание определенно приписывается св.
Петру. Апостол пишет его, находясь в Риме (упоминание
о Вавилоне в 5,13) вместе с Марком, которого
именует «сын мой». Мы располагаем весьма
скудными сведениями о последних годах
жизни св. Петра, однако достаточно
достоверная традиция гласит, что он
действительно прибыл в столицу империи, где
во времена Нерона и принял мученическую
смерть (в 64 или 67 году). Первое послание
Петра обращено к «рассеянным» по различным
областям христианам; автор перечисляет
названия этих пяти областей (1,1), и
становится ясно, что речь идет практически
обо всей Малой Азии. Сведения, относящиеся к
прошлой жизни неофитов (1,14.18;
2,9 сл.; 4,3), позволяют
предположить, что ранее они
были язычниками, хотя не исключено и
наличие среди них иудео-христиан.
В этой связи св. Петр обращается к читателям
по-гречески. Язык его прост и в то же время
правилен и гармоничен; нам известно имя
ученика-переписчика, который, возможно,
принимал участие в составлении текста: это Силуан
(5,12), обыкновенно отождествляемый
со спутником Павла,
епископом Фессалоникийским
(Деян 15,22).
Цель данного письма – укрепить читателей в вере среди выпавших на их долю невзгод. Иногда за этими испытаниями усматривают гонения на христиан, подобные тем, что имели место при Домициане или Траяне. Однако такие преследования характерны для более позднего времени; речь, скорее, идет об отдельных притеснениях со стороны частных лиц, о той хуле и клевете, которым подвергались добродетельно живущие неофиты со стороны приверженцев распущенности, ими отвергнутой (2,12; 3,16; 4,4.12-16). По всей вероятности, данное послание было написано до кончины Петра, последовавшей в 64 или 67 году, хотя Силуан, возможно, дополнил его несколькими годами позже, но неизменно придерживаясь указаний учителя и осененный его авторитетом.
Первое послание Петра имеет главным образом практическое значение; наряду с этим оно содержит немало ценного материала, относящегося к христианской доктрине. Здесь заключен великолепный краткий курс общепринятой в эпоху апостолов христианской теологии, исполненный теплоты и человечности. Среди основополагающих идей послания – мужественное претерпевание испытаний по образцу Господа нашего Иисуса Христа (2,21-25; 3,18; 4,1); как и Он, христиане должны терпеливо страдать и радоваться, коль скоро все выпавшие на их долю испытания проистекают от веры и от их добродетельного поведения (2,19 сл.; 3,14; 4,12-19; 5,9). Надлежит противопоставлять злу одно лишь добро, любовь, послушание властям (2,13-17) и милосердие ко всем (3,8-17; 4,7-11,19). В послании имеется одно не вполне ясное место (3,19 сл.; см. 4,6), которые различные комментаторы толкуют по-разному: в проповеди Христа одни усматривают обещание спасения, другие – кару; «находящиеся в темнице духи» могут быть истолкованы и как безбожники, погибшие во времена потопа, и как падшие ангелы из библейской и апокалиптической традиции. Как бы то ни было, этот поступок Христа относится к моменту Его земной смерти и представляет собой один из важнейших компонентов догмы о нисхождении Христа в ад.
Во Втором послании авторство Петра намеренно акцентировано. Апостол не только называет свое имя в начале текста ( 1,1 ), но еще и указывает на то, что дата его кончины была предсказана Иисусом (1,14). Кроме того, Петр заявляет, что был свидетелем преображения Господня (1,16-18). Наконец, в тексте есть отсылка к Первому посланию, которое не может быть ничем иным, как 1 Петр (3,1). Повторное обращение автора к той же самой аудитории преследует две цели: предостеречь их от ложных учителей (гл. 2) и рассеять их беспокойство по поводу запаздывания Второго пришествия (гл. 3). Строго говоря, подобные лжеучителя и подобная тревога могли иметь место в последние годы жизни св. Петра. Но есть и другие соображения, подкрепляющие нашу уверенность в аутентичности послания и вместе с тем понуждающие передвинуть дату его написания на более поздний срок. Язык 2 Петр заметно отличается от языка 1 Петр. Вторая глава представляет собой вольный, но достаточно прозрачный парафраз Послания Иуды. Из 2 Петр следует, что подборка посланий св. Павла уже сформировалась к тому времени (3,15 сл.). Все указанные обстоятельства уже с древнейших времен стали поводом для сомнений: послание не только закрепилось в церковном обиходе лишь в III веке, но некоторые авторы еще и вообще отказывались признавать его, как о том свидетельствуют Ориген, Евсевий и Иероним. Да и многие современные исследователи отказываются считать это послание творением св. Петра. И все же если некий ученик, позднее составляющий данный текст, вознамерился выдать его за сочинение апостола, то, вероятно, он имел некоторые к тому основания: либо он принадлежал к связанным со св. Петром кругам, либо использовал некий принадлежавший ему текст, при содействии Иуды обработав и дополнив его. Все это, разумеется, нельзя назвать сознательным изготовлением фальшивки, поскольку у древних авторов было иное, нежели у нас, представление об авторстве и о праве на псевдоним.
Для нашей веры
достаточно того, что послание это было
признано Церковью каноническим и
представляет собой подлинный документ
эпохи апостолов. Тем самым удостоверяется и
истинность заключенного в нем учения. Отметим,
в частности, следующие его положения:
призвание христианина сделаться «причастником»
Божеского естества (1,4), определение богодухновенного
характера Писания (1,20 сл.),
уверенность во Втором пришествии –
несмотря на его задержку – и сомнения по
поводу конкретного срока, а также
предсказание нового мира, что воцарится
после разрушения «огнем» старого мира и где
станет обитать правда (3,3-13).
5. Послания Иоанна
Помимо Евангелия, традиция сохранила три послания, также подписанные именем св. Иоанна. Они столь тесно связаны в литературном и содержательном отношениях с Евангелием, что трудно приписать их какому-либо иному автору, помимо апостола Иоанна. Следует, правда отметить, что в связи со Вторым и Третьим посланиями возник ряд сомнений, отзвук которых мы находим у Оригена, Евсевия Кесарийского и Иеронима. Долгое время Антиохийская церковь и сирийские церкви не признавали эти послания. Однако не вполне ясно, каким образом эти составленные «на случай» записки, не имеющие особого доктринального значения, могли быть введены в состав Священного Писания, если они не принадлежат перу св. Иоанна.
Видимо, раньше других было написано Третье послание. Цель его – разрешить спор по поводу узурпации власти в одной из церквей, находящихся в компетенции апостола. Другое послание предостерегает некоторую волне конкретную церковь от «обольстителей», что отрицают земное воплощение Христа. Более значимое Первое послание, можно сказать, представляет собой энциклику и обращено к малоазиатским общинам, раздираемым недавно возникшими ересями. Иоанн обобщает здесь весь свой религиозный опыт. Отталкиваясь от ряда поочередно развиваемых им тем (свет: 1,5 сл.; праведность: 2,29 сл.; любовь: 4,7-8 сл.; истина: 5,6 сл.), Иоанн стремится продемонстрировать ту сокровенную связь, что неизбежно существует между нашим уделом сынов Божиих и праведностью нравов наших. При этом идеал нравственной жизни связан с исполнением двойной заповеди: веры в Иисуса Христа, Сына Божия, и братской любви. В отношении стиля и содержания именно это послание стоит ближе всего к Евангелию; можно утверждать поэтому, что оно было написано примерно в те же годы, однако невозможно определить, предшествовало ли послание Евангелию или наоборот.
5.1. Первое послание Иоанна А. ОБЩЕЕ ВВЕДЕНИЕ
1. Вероятно, Первое послание св. Иоанна – последняя по времени создания из богодухновенных книг Нового Завета и, следовательно, всей Библии.
2. Послание обращено против предгностического движения в Малой Азии, в частности, против Керинфа и докетизма (учение, согласно которому физический облик Христа был призрачным).
3. Послание представляет собой конечный итог, кульминацию Нового Завета.
4. Оно считается истинной жемчужиной Нового Завета.
5. Это своего рода новозаветная Песнь Песней, т.е. поэтический гимн христианской любви.
6. Это послание о крещении из-за обилия ссылок на крестильный катехизис первых христианских общин).
7. Задачи послания: уверить христиан в том, что вера в Бога, в Христа обеспечит им жизнь вечную. Христианин должен увериться в справедливости трех вещей: а) сыны Божий хранимы Им от лукавого; б) мы в воле Божией; в) в Сыне познаем мы Бога-Отца.
8. Св. Иоанн стремится изложить критерии истинного общения с Богом: а) избегать греха; б) вера в Господа нашего Иисуса Христа; в) любовь к ближнему.
Б. АНАЛИЗ
ПОСЛАНИЯ
Введение: 1,1-4. Жизнь и призвание христианина как общение с Отцом и Сыном. Первый раздел: изложение первой группы критериев нашего общения с Богом (1,5 -2,28); оно рассматривается здесь главным образом в аспекте света.
1. ГРЕХ (христианская
этика): ходить во свете, т.е. не грешить (1,5 –
2,2). а) исходный пункт рассуждения: Бог есть
свет (1,5); б) ходить во свете – критерий
общения с Богом (1,6-7); в) побочный сюжет:
надлежит исповедовать грехи наши (1,8-10); г)
Христос есть умилостивление
за грехи наши (2,1-12);
2. ЛЮБОВЬ
– в соблюдении заповедей. Основная
заповедь – любовь (2,3-11): а) соблюдение
заповедей (2,3-6); б) все заповеди сводятся к
заповеди любви (2,7-8); в) ненависть и любовь
соотносятся как тьма и свет (2,9-11).
3. ВЕРА:
верующие отвергают мир и антихристов (2,18-28):
а) истинно верующие (не еретики) – это те,
кто познал Бога (2,12-14); б) верующие не должны
любить мир (2,15-17); в)
критерий, по которому можно отличить
христианина от антихриста, – это вера (2,18-27):
- антихристов
много, но они не наши (18-19);
- у верующих
имеется внутреннее ощущение истины (20-21);
- критерий
общности с Отцом и Сыном (или отсутствия
такой общности) в следующем: исповедать (или
не исповедать) Бога-Отца и Бога-Сына (22-25);
- христиане
одарены внутренним помазанием, т.е. Словом Божиим
(26-27); г) заключение: восхваление Господа и
обещание эсхатологической перспективы (т.е.
наступления конца света – см. 28).
Второй раздел: повторное изложение критериев нашей общности с Богом (2,29 – 4,6); она рассмотрена здесь через понятие «божественного усыновления».
1. ГРЕХ (христианская
этика): делать правду означает не совершать
греха (2,29 – 3,10). а) вхождение в тему: «всякий,
делающий правду, рожден от Него» (2,29); б)
исходный пункт рассуждения: все мы дети
Божий (3,1-2); в) кто делает
правду, тот от Бога; кто делает грех, тот от диавола
(3,3-9); г) заключение (3,10).
2. ЛЮБОВЬ
(3,1 1 -24): а) любить своих
братьев – вот христианское возвещение
(3,11-12); б) ненависть несет смерть; возлюбив
братьев, мы перешли из смерти в жизнь (3,3-15); в)
любить по образцу любви Божией
(3,16-17); г) любовь эта показывает нам, что мы от
истины, и вселяет в сердце уверенность
(3.18-22); д) заключение:
критерий общения с Богом есть вера и любовь
(3,23-24).
3. ВЕРА: верующие противостоят антихристам (4,1-6): и те и другие познаются через дух, который ими движет, – исповедать или не исповедать Христа.
Третий раздел. Заключительное изложение критериев: два фундаментальных критерия – любовь и вера (4,7 – 5,12). В послании полностью раскрыта связь между любовью и верой, как и причины подобного соединения.
1. ЛЮБОВЬ:
любовь от Бога, и укоренена она в вере (4,7-21):
а) надлежит любить, ибо Бог
явил себя в любви (4,7-10); б)
мотив, разрабатываемый св. Иоанном:
надлежит любить, поскольку благодаря вере
мы знаем, что Бог есть любовь (4,11-16); в)
совершенная любовь придает нам уверенность
в ожидании судного дня (4,17-18); г) заключение:
повторение ранее высказанных идей (4,19-21 ).
2. ВЕРА:
вера в Сына Божия –
истинный источник любви и общения с Богом
(5,1-12): а) вера выражает наше божественное
происхождение (5,1); б) в любви к сынам Божиим
эта вера находит свое отражение (5,1-4); в) вера
и жизнь во Христе (5,5-12):
- предмет веры нашей – Иисус, Сын Божий (5.5-ба);
-
свидетельства, на которых покоится вера
наша: Дух, вода и кровь (5.66 – 9);
-
посредством веры в Сына Божия получаем
мы жизнь вечную (5,10-12).
Эпилог
(5,13-21): а) общее заключение послания (5,13); б)
повторение основных идей послания (5,14-21).
6. Заключение
Послание св. Иакова призывает нас вести простой, скромный образ жизни; обращенное против культа богатства, оно учит тому, что христианин должен быть богатым не деньгами, но добрыми делами и отзывчивым сердцем.
Послания св. Петра определяют христианское призвание как соучастие в божественной природе (2 Петр 1,4); советуют нам с мужеством и терпением переносить все страдания и жизненные испытания.
Первое послание св. Иоанна содержит прекрасный синтез условий подлинного общения с Богом. Христианская община – а послание адресовано именно ей – живет настоящим общением с Богом, если она отвергает грех, пребывает в глубокой вере в Иисуса как сына Божьего и верно сохраняет Господню заповедь братской любви.