Публичный библейский курс
Лектор:
монсиньор Бернардо Антонини |
---|
Тема:
Псалтирь
Предисловие: Каждый опыт верования обязательно проходить через попытку диалога с Богом. Так было всегда, во всех культурах, для любого поколения людей. Как же начать действительно беседовать с Богом? Бог уже произнес свое слово. Значит, об одном собеседников уже известно, что именно он сказал. Его мысль зафиксирована в слове, повторяемом нами, людьми. Бог готовит нас к молитве. Св. Писание учит молиться: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших, ибо мы незнаем, о чем молиться, как должно, но сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» /Рим 8,26-27/. Библия, таким образом и есть первый и главный молитвенник.
Псалтырь представляет собой сборник из 15Q-ти молитв, рассчитанных на все случаи жизни /150 сонат, песен, настоящее музыкальное собрание/.
Псалом = песнь, сопровождаемая игрой на музыкальном инструменте. 73 псалма приписывается Давиду, 2 – Соломону, 1 – Моисею, II – сынам Кореевым, 12 – Асафу.
Псалмы есть образцы молитвы /образцы готовые и записанные/, которые при индивидуальном использовании могут быть прерваны, обогащены или удлинены еще и личной молитвой, непосредственной и достаточно длительной. Например, читая псалом 18/17/: «Возлюблю тебя. Господи, крепость моя...», как можно читать его торопливо, поспешно? Будем читать его с остановками, размышляя, созерцая, с повторами: молитва есть хвала Господу, искренняя, воодушевляемая верой, а не поспешное нанизывание слов. Молитва не измеряется количеством слов /Бог не ведет счета словам!/. При индивидуальном чтении один псалом может длиться и 10 и 15 минут... Итак, псалмы – не только образцы еврейской религиозной лирики, но и прекрасные молитвы, настоящая школа беседы с Богом, богатейший источник тем для созерцания. И потому в литургии, а тем более при индивидуальной молитве, они должны произноситься медленно, с осмыслением каждого слова.
Происхождение: Время, место и обстоятельство написания псалмов, а также их авторы были различны. Весь Псалтырь /150 псалмов/ состоит из нескольких, ранее бывших отдельными, сборников, которые затем были объединены в одно целое. Псалмы делятся на пять групп: 1-41, 42-72, 73-89, 90-106, 107-150, отделяемых друг от друга одними и теми же словами: «Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века! И да скажет весь народ: Аминь! Аллилуйя!».
Время составления: составлялись в течение длительного времени около тысячи лет: начиная от эпохи Судей и Царств до вавилонского пленения /586-538/, включая сюда и послепленный период вплоть до маккавейской эпохи /150 г. до Р.Х./
Нумерация псалмов: нумерация в еврейском оригинале опережает на одну единицу нумерацию греческого перевода Семидесяти и латинской Вульгаты. Это произошло вследствие того, что некоторые псалмы делились различным образом. В настоящее время многие Библии имеют двойную нумерацию: еврейскую /опережающую/ и греко-латинскую /в скобках/. В данной разработке мы пользуемся еврейской нумерацией.
Литературные жанры: псалмы отличаются друг от друга по форме, что выражается в разнице лексической, образной, концептуальной. Различны способы формулирования мыслей, а также чувства, обусловленные конкретной жизненной ситуации /Sitz im Leben/. Литературный жанр определяется тремя элементами: содержанием, стилистической формой и той средой, где складывался тот или иной псалом.
Основные литературные
жанры псалмов:
1. Индивидуальные жалобы /несчастья, преследования со стороны кого-нибудь, болезни, неудачи – 38 псалмов/.
2. Коллективные жалобы /стихийные бедствия, несчастья, общие гонения – около 20 псалмов/.
3. Псалмы упования /десяток; очень красивы и пригодны для индивидуальной молитвы/.
4. Псалмы благодарения /двенадцать: 10 индивидуальных и 2 коллективных/.
5. Гимны и восхваления /более 20: воспевают Господа-Создателя всего сущего и славные дела Его/.
6. Царские псалмы /около 12: молитвы за царя/.
7. «Песни Сионские» /10: прославляющие Иерусалим и Храм; они назывались псалмами «восхождения» или «шествия», поскольку их пели паломники, направляющиеся в Храм/.
8. «Псалмы Царства Ягве» /пять-шесть/.
9. Псалмы премудрости /около 20: просьба о наделении мудростью, что для еврея отождествлялось с Торой, с соблюдением Закона/.
10.
Исторические псалмы /упоминающие о
пребывании в Египте, об Исходе, о пребывании
в пустыне, о Синайском Завете, грехах народа,
особенно о грехе идолопоклонства.../.
Литературный
анализ и богословское
содержание основных жанров:
1. Псалмы
– хваления: гимны в честь Ягве;
воспевают любовь Господа, спасающего свой
народ, его величие /Пс
8,19,29,33,47,65,66,93,96-99,100,104-105, 111, 113, 114, 117, 135, 145-150/.
А/ Литературная структура
этих псалмов очень проста:
а/ вступление, призыв к восхвалению Господа, выраженный различным образом;
б/ основной смысл псалма: объяснение мотивов восхваления, т.е. справедливости Бога, величия его деяний;
в/ заключение: обычно псалмы завершаются новым призывом к восхвалению.
Б/ Богословское содержание: Бог осуществляет спасение своего народа; припоминаются некоторые этапы Истории спасения: Патриархи, особенно Моисей, Исход, Иисус Навин и земля отцов, Давид, Иерусалим и Храм. За все это возносится хвала Господу.
2. Псалмы прошения и благодарения: к этому типу относится большинство псалмов. Прошение: моление, обращенное к Господу, нередко – в храме, индивидуальное или коллективное, во время литургии или в праздник Благодарение: песни, в которых отдельный человек или народ Израиля выражают свою благодарность Богу за оказанные благодеяния.
А/ Литературная структура: подобна структуре хвалений при ином содержании
Б/ Богословское содержание: эти псалмы писались в храмовой среде. Эмоциональные состояния: упование на Бога, вера, вручение себя в руки Его. Некоторые псалмы являются молениями и благодарением общественного характера, т.е. имеющими отношение ко всему народу.
3. Царские псалмы: представляют собой особую небольшую группу /Пс 2, 20, 21, 45, 72, 89, 101, 110, 132, 144, 1-2/. Составляющие их разнообразные элементы объединены главной темой, темой царя, не столько его личности, сколько тем, что собой воплощает. Поэт слагает песнь парю в день его восшествия на престол или по другому поводу /избрание на царство, бракосочетание, победа.../. Фигура царя при этом идеализируется и проецируется в будущее, к образу идеального царя, потомка Давидова. Молитва, пожелания царю, верность союзу Давидову – все эти элементы соединяются в общем эсхатологическом видении. Царь, который победит всех врагов, всех рассудит по справедливости, защитит всех притесняемых, становится Мессией. Таким образом, некоторые из царских псалмов становятся для евреев, а тем более для нас – христиан, мессианскими псалмами.
4. Псалмы «восхождения» или «шествий»: они немногочисленны /Пс 48, 76, 84, 87, 122, 137/, воспевают Иерусалим, Святой город, место, где пребывает Всевышний.
Темы: восхваление Иерусалима, прекрасного, сияющего, неприступного города. Верующие с тоской вспоминают приделы и дворы Храма /84, 4.5.2/. Псалмы «шествий»: 120-134, псалмы о храмовой лестнице или псалмы паломничества. Эти псалмы исполнялись паломниками в конце их похода, когда они поднимались по ступеням, ведущим от Кедрона к Иерусалимскому Храму. Паломничество и большие праздники /Пасха, Пятидесятница, храмовые праздники/ – вот основные моменты духовной жизни израильтянина, а также хороший повод для воспитания народа, особенно путем пророческого обличения его грехов.
5. Псалмы мудрости: в них затрагиваются такие проблемы как закон, история Израиля, истинный культ, страдание, воздаяние, муки праведных... В так называемых исторических псалмах дается философское осмысление истории Израиля. Эти псалмы служат источником медитации и призывом к вере. Два псалма посвящены исключительно восхвалению Закона: 19 и 119. Последний, будущий алфавитным, является и самым длинным псалмом: каждая строфа, состоящая из 8 стихов, начинается с новой буквы еврейского алфавита: 22 буквы х 8 стихов каждой строфы = 176 стихов.
6. Псалмы проклинающие: например, 69, 109 = жесткость выражения находится в противоречии с учением Иисуса о любви к врагам своим.
Объяснение:
а/ несовершенство В.З.
в моральном плане, исправленное в Н.З.
/Мф 5/;
б/ отсутствие разграничения (и часто – отождествление) между грехом (который должно отвергнуть) и грешником (которого нужно любить);
в/ враги воспринимаются как искусители, заставляющие отказаться от истинного служения Господу.
Псалмы – молитвы евреев,
Иисуса, Апостолов, Церкви,
христианина.
Молитва евреев: евреи пользуются ими в индивидуальной и общей (синагогальной) молитве в течение 3000 лет, перечитывая, таким образом, и отмечая главные вехи Истории избранного народа.
Молитва Иисуса: часто пользовался псалмами; первые слова каждого псалма посвящены Иисусу, молящемуся вместе с Церковью!
Молитва Апостолов и Церкви: Апостолы пользовались псалмами и вместе со священнописателями включили их в Н.З. – Церковь широко пользовалась псалмами в Литургии.
Молитва христианина: многие христиане открыли для себя псалмы как прекрасную повседневную молитву: а ты, брат, используешь ли их? Чувствуешь ли ты необходимость специального курса по Псалтири?